Печать

Национальный архив принял участие в конференции «Помним. Чтим. Храним»

. Публикация Апрель 2023

0106726-27 апреля 2023 года состоялась I Оренбургская историко-архивоведческая конференция им. А.В. Попова «Помним. Чтим. Храним: сохранение документов военных комиссариатов периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. как источников исторической памяти и культурного наследия». Организатором конференции выступил Объединенный государственный архив Оренбургской области. В конференции приняли участие специалисты архивов, историки, краеведы, поисковики.

На конференцию был представлен доклад заместителя директора Национального архива Республики Карелия И.Г. Петуховой и начальника отделения (по работе с гражданами) Военного комиссариата Республики Карелия С.В. Калининой «В интересах сохранения исторической памяти: комплектование Национального архива Республики Карелия документами военных комиссариатов Республики Карелия». В докладе освещена работа по реализации договора, заключенного Государственным бюджетным учреждением Республики Карелия «Национальный архив Республики Карелия» и Военным 02077комиссариатом Республики Карелия  по передаче на государственное хранение документов на участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., призванных с территории Карело-Финской ССР, хранящихся в военном комиссариате Республики Карелия и в военных комиссариатах муниципальных образований Республики Карелия; уже поступили 44 единицы хранения из  военного комиссариата Республики Карелия. Сформирована опись № 1 фонда Р-3802 «Коллекция документов военных комиссариатов Республики Карелия». Опись размещена на сайте архива в разделе «Списки и описи фондов». Реализация договора по приему документов из военных комиссариатов  муниципальных образований еще предстоит.

По материалам конференции был издан сборник статей, электронная версия которого будет представлена на сайте Объединенного государственного архива Оренбургской области.

Печать

Круглый стол «Война за линией фронта»

. Публикация Апрель 2023

194726 апреля в Национальном музее Республики Карелия в рамках музейной выставки «В условиях карельского подполья» был проведен Круглый стол «Война за линией фронта». На мероприятии присутствовали доктор исторических наук, профессор Московского гуманитарного университета Ю.А. Васильев, доктор исторических наук, профессор ПетрГУ С.Г. Веригин, руководитель поискового клуба «Север» Л.В. Нифантьева, поисковик С.М. Симонян, краеведы, журналисты. Состоялись онлайн-трансляции выступлений директора Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны В.С. Воропаева и научного сотрудника Музея Карельского фронта Е.П. Мироничева.

Участники обсудили особенности партизанского и подпольного движения в Карелии, роль руководящих органов региона в организации сопротивления врагу, проблемы воспитания молодежи путем изучения истории Великой Отечественной войны и другие вопросы.

В работе Круглого стола приняли участие сотрудники Национального архива РК Н.Н. Власова и Т.Н. Петрова.

3490

2976

Печать

26 апреля 1918 г. в г. Петрозаводске было открыто пассажирское автобусное движение по маршруту Гостиный двор — станция Петрозаводск

. Публикация Апрель 2023

1987627 апреля 1918 г. в газете «Известия Олонецкого губернского исполнительного комитета советов крестьянских, рабочих и солдатских депутатов» было помещено объявление: «26 апреля между вокзалом и городом открылось автомобильное движение, организованное гражданином И. А. Маминовым. Плата за проезд установлена 3 руб. в одну сторону с одного лица. Приветствуя подобное начинание гражданина Маминова, как вносящее некоторый прогресс в способ движения жителей Петрозаводска и способствующее уменьшению аппетитов товарищей извозчиков, нужно пожелать, чтобы было широко оповещено время и маршрут движения автобусов».

Иван Артемьевич Маминов был выходцем из крестьян д. Павловой Мятусовской волости Олонецкого уезда. До Октябрьской революции он являлся крупным судовладельцем — с 1907 г. его компания осуществляла грузовые перевозки на судах по рекам Свири и Неве, Онежскому и Ладожскому озерам, с 1909 г. Маминов вошел в состав пайщиков-учредителей пароходного общества 26398«Северный крестьянин». 8 марта 1918 г. исполком Олонецкого губернского совета разрешил И. А. Маминову организовать автомобильное сообщение между Гостиным двором и железнодорожным вокзалом.

3 мая в той же газете «Известия» И. А. Маминов более подробно рассказывал о своем начинании: «Автомобиль будет заниматься перевозкой пассажиров ежедневно с 12 часов до отхода поезда с промежутками, нужными для его пробега от Гостиного двора до вокзала Петрозаводск и обратно (приблизительно 30 минут) и затем по приходу поездов как из Петрозаводска, так и с Кеми пока есть желающие ехать — приблизительно до 10 часов вечера. Стоянка автомобилей около кинематографов «Сатурн» и «Триумф» и затем он проходит по Мариинской, Петроградской, Бородинской улицам и дальше через реку Неглинку мимо семинарии. По всему маршруту можно сесть на автомобиль в любом месте, если окажутся не заполнены все места ранее. Плата при всей дороговизне на бензин, масло и прочее мною назначена самая минимальная — по 3 рубля с человека в один конец. Мною организуется трудовая артель «Автотруд», в которой мы все будем специалисты своего дела, а это дает гарантию в том, что мы всегда сможем дать более дешевую цену за проезд… В свободное время машина может быть предоставлена для прогулок и прочих поездок…».

Таким образом, трасса маршрута проходила по нынешним проспекту К. Маркса, улице Энгельса, проспекту Ленина, улице Анохина, Первомайскому проспекту и далее до 36754современной товарной железнодорожной станции, где в те годы находился пассажирский вокзал. Перевозка пассажиров осуществлялось на приобретенном в Рыбацком автобусе-омнибусе фирмы Бюссинг.

Перевозчик в заметке указывал на трудности, которые мешали полноценной организации движения: «Этому дешевому и удобному сообщению угрожает две опасности — отсутствие бензина, а вторая — желание городской управы в лице городского головы Прохорова наложить налог на автомобиль».

Интересно, что И. А. Маминов был готов к диалогу со своими пассажирами: «Прошу публику обращаться по телефону № 314 (квартира) или после 12-ти часов дня через телефон кинематографов «Триумф» или «Сатурн» по месту стоянки автомобиля. Так как дело это новое, то всякие советы относительно назначения движения машины, выраженные самой публикой, будут приняты с благодарностью и по возможностью выполняемы».

46789За месяц работы автомобиля, он стал одной из примет городской жизни, так, в корреспонденции «В городе», опубликованной в «Известиях» 18 мая 1918 г., автор под инициалами «С. Ш.» писал: «...На колокольнях праздничный звон. Мимо проносится автомобиль. Вдали слышен шум мотоциклета. У Гостиного двора стоит, набирая публику, маминовский автомобиль, поддерживающий сообщение с вокзалом...».

Автомобильное пассажирское движение в городе, просуществовало недолго. Иван Артемьевич Маминов неоднократно обращался в исполком Петрозаводского городского совета о выделении ему спирта, с помощью которого он намеревался решить проблему с горючим. В мае 1918 г. он писал: «Полное отсутствие бензина на Петрозаводском складе товарищества братьев Нобель лишает нас возможности продолжать это сообщение и тем самым прекратится это дешевое и удобное сообщение для городских жителей. Имея немного бензина, мы хотим прибегнуть к давно рекомендованной смеси горючего: бензин и денатурированный спирт (10 ф. бензина на 1 л спирта), а посему обращаемся с просьбой: оказать содействие пред кем следует в получении нами денатурированного спирта в количестве одного пуда в день».

Хотя исполком поддержал И. А. Маминова и неоднократно просил врачебно-санитарный комиссариат Олонецкой губернии выдать ему требуемый спирт, отмечая, что «только что открытое Маминовым автомобильное движение уже прекращается за неимением в достаточном количестве бензина, а это, в свою очередь, отражается на экономическом благосостоянии граждан, обрекаемых на непомерную переплату денег извозчикам», 6 июня 1918 г. комиссариат разъяснил, что «хотя спиртовое моторное топливо и применимо к автомобилям при некотором изменении в двигателях, но оно изготовляется по новому способу денатурации спирта с прибавлением бензина и в Петрозаводском складе до сего времени такой денатурации не производилось за отсутствием спроса и неимением соответствующих денатурирующих средств. Имеющийся же в складе денатурат общей денатурации для моторов не годится».
Чтобы разрешить проблему с горючим, И. А. Маминов предлагал Мурманскому почтово-телеграфному округу перевозить на своих автомобилях почту, но Олонецкий губернский совет народного хозяйства 22 октября 1918 г. ответил почтовому ведомству, что «автомобили, принадлежавшие И.А. Маминову (1 полулегковой и 1 омнибус) были взяты на учет Бюро автотранспорта, однако из-за отсутствия топлива, удовлетворить просьбу Мурманского почтово-телеграфного округа Олонецкий совет народного хозяйства не мог».

В ноябре 1918 г. автомобили И. А. Маминова были приобретены Мурманской железной дорогой, и использовались в дальнейшем для ее нужд.

Иллюстрации:
1. Заявление И. А. Маминова в Петрозаводское отделение Государственного банка о выдаче кредита. 12 апреля 1914 г.
2. Отношение петрозаводского городского головы Ф. И. Прохорова комиссару петрозаводского штаба Красной Гвардии о получении разрешения на пассажирские автоперевозки. 25 апреля 1918 г.
3. Отношение комиссара петрозаводского штаба Красной Гвардии петрозаводскому городскому голове Ф. И. Прохорова о получении разрешения на пассажирские автоперевозки. 27 апреля 1918 г.
4. Прошение И. А. Маминова в исполком Петрозаводского городского совета о выдаче спирта. 26 мая 1918 г.

Печать

23 апреля 1938 г. родился В.А. Юфа

. Публикация Апрель 2023

002Валерий Авраамович (Александрович)  Юфа родился в 1938 году в городе Харькове в семье военнослужащего. Его школьные годы прошли в городе Петрозаводске. 

В юношестве Валерий Юфа увлекался боксом, занимал призовые места в республиканских и областных состязаниях, а также в состязаниях по метанию диска и толканию ядра. Наряду со спортом он всерьез увлекся фотографией. В своих воспоминаниях «Причал надежды» Валерий Юфа писал: «...Через два года после войны разве мог я подумать, что стану счастливым обладателем только что выпущенного фотоаппарата «Комсомолец». Я стал снимать все, что творилось во дворе: игры, лыжные прогулки… Фотоаппарат становился моим постоянным предметом общения с людьми и окружающей средой. Он как будто уже прирос ко мне, и я постоянно старался носить его на шее. Сам того не замечая, я становился настоящим фотокорреспондентом...».

С 1960 года по 1963 год В.А. Юфа проходил службу в спортивной роте советской армии в городе Свердловске (ныне г. Екатеринбург). Вернувшись после службы в армии в Карелию, Валерий Александрович трудился мастером железнодорожной ветки на Петрозаводском лесопильно-мебельном комбинате (ПЛМК), где возглавил комсомольскую организацию комбината, турклуб «Огонек».

В 1960-х годах увлечение фотографией Валерия Юфы переросло в профессиональную деятельность, он начал свою работу в газетах и журналах республики, стал официальным фотокорреспондентом газет «Комсомолец» и «Ленинская правда». В то же время В.А. Юфа являлся внештатным сотрудником - фотожурналистом на телевидении и корреспондентом молодежной редакции Карельского радио. Последним его местом работы, перед выходом на пенсию, была газета «Северный курьер».

Однажды, еще во время комсомольской работы в ПЛМК, ему была предложена роль Деда Мороза на новогоднем карнавале в Доме культуры поселка Соломенное и с тех самых пор, более трех десятков лет он продолжал радовать детей и взрослых на каждый новогодний праздник. К своей роли он относился со всей ответственностью: придумывал различные сценарии, репризы, подбирал необычный реквизит, оттачивал свое актерское мастерство.

Во второй половине 1990-х гг. тяжелая болезнь приковала его к инвалидной коляске, но он не сдался и в 1998 г. к своему 60-летию подготовил большую персональную выставку фотографий, которая подвела итог 40-летию его деятельности в качестве фотокорреспондента,  написал автобиографические книги «Бумеранг», «Причал надежды», «Залп адреналина». В этих книгах он с долей иронии и тонким юмором поделился своими жизненными наблюдениями и невыдуманными историями с читателями, а также с успехом попробовал себя в жанре «журналистские байки».

Умер В.А. Юфа в 2002 г.

В 2009 году по решению семьи Валерия Александровича в Национальный архив Республики Карелия на постоянное хранение была передана большая коллекция фотодокументов, созданных фотожурналистом с 1960-х по 1990-е годы (негативы и позитивы), небольшой комплекс материалов к биографии В.А. Юфы:  дипломы, грамоты и благодарственные письма за достижения в спорте, участие в республиканских фотоконкурсах, комсомольская характеристика, отзыв о работе группы туристов клуба «Огонек» ПЛМК на агиттеплоходе «Спутник» под руководством В.А. Юфа и др.

В настоящий момент в архивохранилище аудиовизуальной и машиночитаемой (электронной) документации описано и принято на постоянное хранение 1750 ед. хр., отражающих культурную и спортивную жизнь республики, работу крупных промышленных предприятий, органов государственной власти, бытовые сюжеты и зарисовки из жизни горожан.

См. фото

Печать

18 апреля 2023 года состоялось заседание Экспертно-методической комиссии

. Публикация Апрель 2023

EMKВ 2023 г. отдел научно-справочного аппарата Национального архива Республики Карелия планирует начать работу по подготовке третьего тома путеводителя: «Национальный архив Республики Карелия. Фонды советского и постсоветского периодов: путеводитель. Т. 3». В путеводителе будут представлены: предисловие, основная часть (систематизированный перечень наименований архивных фондов с их характеристиками), справка об изменениях административно-территориального деления, список фондов советского и постсоветского периодов, список выбывших фондов, характеристика научно-справочной библиотеки (после 1917 г.), именной, географический, предметный указатели, список сокращений, список литературы. Членами Экспертно-методической комиссии был рассмотрен и согласован план-проспект путеводителя.

На заседании были согласованы и рекомендованы к утверждению Экспертно-проверочной комиссии Министерства культуры Республики Карелия описи дел постоянного хранения:

• Опись № 1 за 1926-1928 гг. фонда № Р-490 «Карельская контора Акционерного транспортного общества потребительской кооперации «Покотранс». В 2023 г. была проведена переработка описей №№ 1-2. После переработки все дела включены в состав описи № 1.
• Описи №№ 1-4 за 1921-1934 гг. фонда № Р-669 «Карельский кооперативно-промысловый союз охотников». Опись № 1 была переработана, описи №№ 2-4 усовершенствованы.

Переработка описей указанных фондов была проведена в связи с тем, что в старых экземплярах описей был нарушен валовый порядок нумерации. После переработки все дела имеют сквозную нумерацию. Старые шифры указаны в описях во второй графе «№№ по старой описи». В процессе работы был осуществлен компьютерный набор описей с уточнением заголовков, хронологических рамок и количества листов в делах, подготовлены исторические справки об учреждениях.

Продолжается прием документов личного происхождения. В Национальный архив Республики Карелия С.А. Васильевым были переданы документы и материалы личного архива его дяди С.И. Лобанова. После проведения экспертизы ценности и научного описания документов была составлена опись № 1 за 1916, 1926-1964, 2017, 2023 гг. фонда № Р-3828 «Лобанов Сергей Иванович (1907-1955), журналист, директор Государственного издательства Карело-Финской ССР». Представленная опись была согласована и рекомендована к утверждению Экспертно-проверочной комиссии Министерства культуры Республики Карелия. Вместе с документами С.И. Лобанова были также переданы документы друга семьи Васильевых, выпускника Петрозаводского педагогического училища, музыканта, красноармейца Степана Васильевича Фалина. Членами комиссии принято решение вернуться к рассмотрению вопроса о фондировании документов С.В. Фалина позже, после выяснения некоторых аспектов его биографии.

Top.Mail.Ru