Печать

26 апреля 1918 г. в г. Петрозаводске было открыто пассажирское автобусное движение по маршруту Гостиный двор — станция Петрозаводск

. Публикация Апрель 2023

1987627 апреля 1918 г. в газете «Известия Олонецкого губернского исполнительного комитета советов крестьянских, рабочих и солдатских депутатов» было помещено объявление: «26 апреля между вокзалом и городом открылось автомобильное движение, организованное гражданином И. А. Маминовым. Плата за проезд установлена 3 руб. в одну сторону с одного лица. Приветствуя подобное начинание гражданина Маминова, как вносящее некоторый прогресс в способ движения жителей Петрозаводска и способствующее уменьшению аппетитов товарищей извозчиков, нужно пожелать, чтобы было широко оповещено время и маршрут движения автобусов».

Иван Артемьевич Маминов был выходцем из крестьян д. Павловой Мятусовской волости Олонецкого уезда. До Октябрьской революции он являлся крупным судовладельцем — с 1907 г. его компания осуществляла грузовые перевозки на судах по рекам Свири и Неве, Онежскому и Ладожскому озерам, с 1909 г. Маминов вошел в состав пайщиков-учредителей пароходного общества 26398«Северный крестьянин». 8 марта 1918 г. исполком Олонецкого губернского совета разрешил И. А. Маминову организовать автомобильное сообщение между Гостиным двором и железнодорожным вокзалом.

3 мая в той же газете «Известия» И. А. Маминов более подробно рассказывал о своем начинании: «Автомобиль будет заниматься перевозкой пассажиров ежедневно с 12 часов до отхода поезда с промежутками, нужными для его пробега от Гостиного двора до вокзала Петрозаводск и обратно (приблизительно 30 минут) и затем по приходу поездов как из Петрозаводска, так и с Кеми пока есть желающие ехать — приблизительно до 10 часов вечера. Стоянка автомобилей около кинематографов «Сатурн» и «Триумф» и затем он проходит по Мариинской, Петроградской, Бородинской улицам и дальше через реку Неглинку мимо семинарии. По всему маршруту можно сесть на автомобиль в любом месте, если окажутся не заполнены все места ранее. Плата при всей дороговизне на бензин, масло и прочее мною назначена самая минимальная — по 3 рубля с человека в один конец. Мною организуется трудовая артель «Автотруд», в которой мы все будем специалисты своего дела, а это дает гарантию в том, что мы всегда сможем дать более дешевую цену за проезд… В свободное время машина может быть предоставлена для прогулок и прочих поездок…».

Таким образом, трасса маршрута проходила по нынешним проспекту К. Маркса, улице Энгельса, проспекту Ленина, улице Анохина, Первомайскому проспекту и далее до 36754современной товарной железнодорожной станции, где в те годы находился пассажирский вокзал. Перевозка пассажиров осуществлялось на приобретенном в Рыбацком автобусе-омнибусе фирмы Бюссинг.

Перевозчик в заметке указывал на трудности, которые мешали полноценной организации движения: «Этому дешевому и удобному сообщению угрожает две опасности — отсутствие бензина, а вторая — желание городской управы в лице городского головы Прохорова наложить налог на автомобиль».

Интересно, что И. А. Маминов был готов к диалогу со своими пассажирами: «Прошу публику обращаться по телефону № 314 (квартира) или после 12-ти часов дня через телефон кинематографов «Триумф» или «Сатурн» по месту стоянки автомобиля. Так как дело это новое, то всякие советы относительно назначения движения машины, выраженные самой публикой, будут приняты с благодарностью и по возможностью выполняемы».

46789За месяц работы автомобиля, он стал одной из примет городской жизни, так, в корреспонденции «В городе», опубликованной в «Известиях» 18 мая 1918 г., автор под инициалами «С. Ш.» писал: «...На колокольнях праздничный звон. Мимо проносится автомобиль. Вдали слышен шум мотоциклета. У Гостиного двора стоит, набирая публику, маминовский автомобиль, поддерживающий сообщение с вокзалом...».

Автомобильное пассажирское движение в городе, просуществовало недолго. Иван Артемьевич Маминов неоднократно обращался в исполком Петрозаводского городского совета о выделении ему спирта, с помощью которого он намеревался решить проблему с горючим. В мае 1918 г. он писал: «Полное отсутствие бензина на Петрозаводском складе товарищества братьев Нобель лишает нас возможности продолжать это сообщение и тем самым прекратится это дешевое и удобное сообщение для городских жителей. Имея немного бензина, мы хотим прибегнуть к давно рекомендованной смеси горючего: бензин и денатурированный спирт (10 ф. бензина на 1 л спирта), а посему обращаемся с просьбой: оказать содействие пред кем следует в получении нами денатурированного спирта в количестве одного пуда в день».

Хотя исполком поддержал И. А. Маминова и неоднократно просил врачебно-санитарный комиссариат Олонецкой губернии выдать ему требуемый спирт, отмечая, что «только что открытое Маминовым автомобильное движение уже прекращается за неимением в достаточном количестве бензина, а это, в свою очередь, отражается на экономическом благосостоянии граждан, обрекаемых на непомерную переплату денег извозчикам», 6 июня 1918 г. комиссариат разъяснил, что «хотя спиртовое моторное топливо и применимо к автомобилям при некотором изменении в двигателях, но оно изготовляется по новому способу денатурации спирта с прибавлением бензина и в Петрозаводском складе до сего времени такой денатурации не производилось за отсутствием спроса и неимением соответствующих денатурирующих средств. Имеющийся же в складе денатурат общей денатурации для моторов не годится».
Чтобы разрешить проблему с горючим, И. А. Маминов предлагал Мурманскому почтово-телеграфному округу перевозить на своих автомобилях почту, но Олонецкий губернский совет народного хозяйства 22 октября 1918 г. ответил почтовому ведомству, что «автомобили, принадлежавшие И.А. Маминову (1 полулегковой и 1 омнибус) были взяты на учет Бюро автотранспорта, однако из-за отсутствия топлива, удовлетворить просьбу Мурманского почтово-телеграфного округа Олонецкий совет народного хозяйства не мог».

В ноябре 1918 г. автомобили И. А. Маминова были приобретены Мурманской железной дорогой, и использовались в дальнейшем для ее нужд.

Иллюстрации:
1. Заявление И. А. Маминова в Петрозаводское отделение Государственного банка о выдаче кредита. 12 апреля 1914 г.
2. Отношение петрозаводского городского головы Ф. И. Прохорова комиссару петрозаводского штаба Красной Гвардии о получении разрешения на пассажирские автоперевозки. 25 апреля 1918 г.
3. Отношение комиссара петрозаводского штаба Красной Гвардии петрозаводскому городскому голове Ф. И. Прохорова о получении разрешения на пассажирские автоперевозки. 27 апреля 1918 г.
4. Прошение И. А. Маминова в исполком Петрозаводского городского совета о выдаче спирта. 26 мая 1918 г.

Top.Mail.Ru