Печать

Приглашаем на выставку документов!

. Публикация Март 2023

15.0413-15 апреля 2023 года Национальный архив Республики Карелия приглашает всех любителей истории родного города посетить выставку подлинников документов «С Днем рождения, Петрозаводск!», приуроченную к 320-летию со дня основания города.

Документы XVIII-XXI столетий расскажут гостям архива о том, как возникла традиция празднования Дня города Петрозаводска. На страницах бережно сохраняемых архивом документов расцветет история города от небольшой слободы при Петровских заводах до орденоносной столицы нашей республики. Уникальные документы, фотографии, карты и плакаты, многие из которых будут представлены широкой публике впервые, позволят окунуться в настроение праздника и ностальгии.

Предварительная запись для групп с экскурсионным обслуживанием по телефону: 78-45-54. Возможно также индивидуальное посещение выставки без предварительной записи.   

Печать

В марте 1923 г. начало свою деятельность петрозаводское спортивное общество «Яхт-клуб»

. Публикация Март 2023

15293Первым председателем клуба стал Георгий Алексеевич Остен-Сакен, профессиональный военный. Он закончил Виленское юнкерское училище, Вольский кадетский корпус, участвовал в Первой Мировой войне в составе 1-го лейб-гвардии гренадерского полка, дослужился до чина поручика. В гражданскую войну бывший барон сражался на стороне красных, занимая командные должности в Красной Армии и милиции. В июне 1922 г. он переехал из Петрограда в Петрозаводск и получил место бухгалтера Петрозаводского инспекторского таможенного участка.

В уставе клуба, принятом в апреле 1923 года, целями клуба провозглашались «развитие парусного, гребного, моторного и плавательского спорта, возбуждение в населении интереса и любви к воде и сближении между собой любителей водного спорта».

Члены клуба и кандидаты в члены были обязаны платить вступительные и членские взносы в размере 2% от оклада. Они должны были «всегда и везде преследовать цели чистого спорта, оставляя свои личные интересы в стороне». В противном случае, «за нарушение законов чести и 28393приличий» их ждало исключение.

Командором клуба был Владимир Иванович Мейер, бывший подпоручик, служивший в частях Красной Армии. Силами яхтсменов было отремонтировано несколько парусных судов,  на которых проводились соревнования, прогулки для детей по Петрозаводской губе.

Интересно, что во время парадов и на территории яхт-клуба его члены обязаны были носить форму. Кандидаты в члены клуба вокруг обшлага имели одну нашивку из синей тесьмы, члены — нашивку с петлей, должностные лица носили добавочные нашивки: члены комитета — одну, командор — две, заместитель председателя — три, председатель — четыре. На фуражках был помещен знак петрозаводского яхт-клуба — на синем бархате или сукне два перекрещенных якоря красного цвета. Имел яхт-клуб и свой флаг зеленого цвета с двумя перекрещенными якорями, а также значок для членов клуба. В дальнейшем, форма, значки и флаги спортивных организаций уже разрабатывалась не на местном, а на всероссийском и всесоюзном уровнях и стали едиными для всех подчиненных общественных или ведомственных спортобъединений. Так, например, в 1925 г. был утвержден флаг для всех водноспортивных организаций РСФСР, в 1926 г. была утверждена единая форма для спортсменов профсоюза строителей.

Яхт-клуб, как спортивная организация, действовал недолго. Существование вневедомственных, частных спортивных организаций попало под запрет и клуб в сентябре 1923 г. был преобразован в водную секцию спортивной организации «Спартак» при комсомоле, впоследствии перешедшую в ведение Главного Совета физкультуры АКССР.

34567Петрозаводский яхт-клуб и его преемник - водная секция культивировали не только летние, но и зимние виды спорта, в том числе катание на лыжах и коньках. Особое внимание было уделено буерному спорту. Буер — судно, установленное на особых металлических коньках, имеющее парус и передвигающееся по льду.

Директор Онежского завода А. Н. Брызгалов в 1949 г. в своих воспоминаниях писал о характерном времяпровождении молодежи тех лет: «Любители парусного спорта под руководством Освода (Общества спасания на водах) могли заняться одним из увлекательнейших видов спорта — буерами; заводская молодежь соорудила своими силами немало таких буеров для катания под парусом на льду Онежского озера...».

Онежское озеро служило местом для буерных походов моряков Краснознаменного Балтийского флота. В 1930-е гг. отряды буеров совершали многодневные переходы по Онежскому озеру, преодолевая сотни километров по льду. 56309Этот опыт в дальнейшем помог морякам в Великую Отечественную войну, когда буера стали использоваться в военных и вспомогательных целях. И в наше время буера, хотя и уступают по популярности другим видам зимнего парусного спорта, используются спортсменами-любителями для прогулок по льду озер.


 

Иллюстрации
1. Петрозаводская пристань и спасательная станция. 1920-е гг. Автор съемки не установлен.
2. Единая форма физкультурника, утвержденная ЦК Всесоюзного союза строительных рабочих 8 июля 1926 г.
3. Рисунок флага водноспортивных организаций советов физкультуры, утвержденного Советом Народных Комиссаров РСФСР в 1925 г.
4. Фото буера в газете «Ленинская правда». Апрель 1965 г.

Печать

22 марта 2023 года состоялось заседание комиссии по работе с особо ценными и уникальными документами

. Публикация Март 2023

OCDКомиссией рассмотрено и согласовано представление ведущего архивиста отдела комплектования Д.В. Царёвой об отнесении к категории особо ценных документов из фонда Р-3813 «Карелина Ирма Николаевна (1932-2012), геолог, член ГМООИ «Светозар».

К особо ценным отнесено 7 документов: письма с фронта и во время учебы в военно-морском училище Карелина Станислава Николаевича, старшего брата Карелиной И.Н. за 1942-1943 гг. Документы созданы в особый период истории страны в целом (Великая Отечественная война). Именно письма играют первостепенную роль в воссоздании «живого образа человека» в его неповторимой индивидуальности, являются предметным свидетельством эпохи в сочетании с критериями авторства и подлинности документа.

Карелин Станислав Николаевич, родился в 1922 г. (по некоторым источникам в 1924 г.) в г. Великий Устюг. В 1940 г. он поступил в Военно-морское пограничное училище в г. Ленинграде, предположительно в 1941 г. был переведен в Каспийское высшее военно-морское Краснознамённое училище имени им. С.М. Кирова в г. Баку. С 1942 г. находился в действующей армии, служил в качестве командира взвода 4-й стрелковой роты, адъютанта командира 80 гвардейского стрелкового полка 32 Гвардейской Краснознаменной стрелковой Таманской дивизии. Был награжден Орденом Красного знамени (1943 г.), двумя орденами Отечественной войны I степени (1944 г.). Погиб 16 апреля 1944 г. в боях на подступах к г. Севастополю за освобождение Терновки (ранее Старые Шули) Терновского сельского совета Балаклавского района.

Членами комиссии рассмотрена и согласована опись особо ценных дел фонда Р-3813 «Карелина Ирма Николаевна (1932-2012), геолог, член ГМООИ «Светозар», представленная ведущим архивистом отдела комплектования Д.В. Царёвой.

Рассмотрены и согласованы результаты работы по выявлению особо ценных документов из фондов советского периода: Р-925 «Отдел связи Карельской Трудовой Коммуны», Р-338 «Кемский уездный отдел народного образования», а также из фонда личного происхождения: Р-3716 «Ругоев Яков Васильевич (1918-1993), поэт, народный писатель Республики Карелия».

В результате проведения сотрудниками отдела научно-справочного аппарата и отдела комплектования работы по научному описанию и научно-технической обработки вышеуказанных фондов, предложений по отнесению к категории особо ценных и уникальных в соответствии с критериями, изложенных в нормативно-методической литературе нет.

Печать

«Память сохранила незабываемую встречу с ним...»

. Публикация Март 2023

1poezd28 марта (по нов. ст.) исполняется 155 лет со дня рождения писателя А.М. Горького (1868-1936). К этому событию предлагаем вниманию читателей воспоминания Екатерины Макаровны Скрисановой, ученицы железнодорожной школы г. Петрозаводска в 1919-1930 гг.

1920-е годы — начало пионерского движения, активное участие в котором принимала Катя Скрисанова. В Петрозаводске была организована общегородская пионерская «живая газета» «Паровоз». Ее участники исполняли декламации, песни на злобу дня, музыкальные номера, гимнастические упражнения. Тексты сочиняли сами на мелодии знакомых песен. Выступали в железнодорожных депо, в клубе ст. Петрозаводск, на станциях Масельга, Токари, Лижма, Суна, Кондопога, на Онежском заводе, в школах, на пионерских сборах, выходили на сцену театра «Триумф». У ребят был даже свой «оркестр великорусских инструментов», организованный старшим братом Кати,   пионервожатым и воспитателем Александром Скрисановым.

«Нас скоро заметили общественные организации города 25002Петрозаводска. Наступила полоса еще более ответственных выступлений на пионерских слетах: общегородском, Всекарельском, на I Мурманском окружном слете, I Ленинградском, на I Всесоюзном слете». Именно во время поездки в Мурманск в июне 1929 года и произошло событие, описанное Екатериной Макаровной в своих воспоминаниях в 1972 году. А.М. Горький в очередной раз приехал в СССР из Италии и тоже направлялся в Мурманск. «Паровозники» оказались в одном поезде с ним...

«Незабываемая встреча с Алексеем Максимовичем Горьким!
Мы ехали в Мурманск, на окружной слет юных пионеров. На станции Кяппесельга поезд стоял долго.
«С нами едет Максим Горький», — пробасил проводник.
«Как вы можете так говорить, а еще железнодорожник!» — возмутились мы, думая, что работник транспорта отрицательно отзывается о нашем поезде. Дело в том, что 34785раньше почему-то так называли тихоходные поезда. Однако скоро все прояснилось.

На поляне у костра, в окружении плотной толпы пассажиров сидел А.М. Горький (с сопровождающими его в турне близкими людьми: сыном, писателем Погребинским и Тимошей — очень приятной внешности молодой блондинкой в юнг-штурмовском костюме — женой сына).
Нам ничего не стоило «прорвать блокаду».

Наша пионерская форма, галантное выступление нашей Люси, представившей нас писателю, а скорей всего — мы сами, сыграли свое — мы были приглашены Алексеем Максимовичем в салон-вагон, в котором Горький совершал путешествие по северному краю.
Остаток дня был у нас переуплотнен: волновались, репетировали, опять волновались. Не помню, обедали мы в тот день или нет, пожалуй, если только до встречи с Горьким!
Долгожданный час настал. Со своим незатейливым реквизитом, с музыкальными инструментами, с горделивыми, немного испуганными физиономиями шагали мы через весь состав в салон-вагон.

Вот сидит он против нас с прямыми прядями волос, с острым, все примечающим взглядом, брови насупились, но он плачет! Мы видим жемчужины слез. Сережа Волков закончил декламировать «Буревестника», оркестр (мы все) сыграл несколько музыкальных вещичек, Тася Чехонина, Маруся Анисимова, Ваня Русанов исполнили свои номера. Люся Альшиц — она подает Горькому очки: «Исторический момент» — ее милая улыбка, остроумие всегда уместны.

Горький пишет в наш походный журнал:
«Пионеры открывали неведомые до них пути и страны на Земле; в науке и искусстве они тоже открывали новое. Вам, ребята, предстоит не только открывать, но и создавать новую жизнь, науку и искусство. Вперед, пионеры!
44790Максим Горький 21 июня 1929 года».

Вкусные бутерброды и чай, огромные апельсины из Сорренто уже окончательно сбрасывают с наших плеч некоторую скованность, мы оживленно беседуем, задаем вопросы, вообще «пожираем глазами» Алексея Максимовича, надо сказать, он — нас...

Возвращаемся после 8-часового концерта, пролетевшего как счастливый миг, с высоко задранными от гордости носами, вдохновенные и счастливые.
В Мурманске Горький был на нашем концерте. Прямо со сцены ринулись мы к Алексею Максимовичу в зал. На положении старых знакомых он пожимал каждому из нас руку, давал напутствие.

У нас не было фотокамеры, даже фотоаппарата, мы не могли запечатлеть Горького с нами, но у нас были юные сердца, которые сохранили любовь к пролетарскому писателю, а память сохранила незабываемую встречу с ним».
    
Воспоминания Е.М. Скрисановой дополняют воспоминания Оды Израильевны Альшиц — «вожатой Люси» (1974 год):
«Все интересовало Алексея Максимовича... Обилие новых слов в нашем ребячьем языке вызвало радостное недоумение писателя: «вожатая», «звено», «база», «слет», «живая газета»... На станции Медвежья Гора Алексея Максимовича уже встречали. Был митинг, произносили речи, дарили цветы. А мы со своими балалайками, гитарами и мандолинами, в полном вооружении стояли недалеко от салон-вагона и волновались, чтобы затянувшийся митинг не сократил, а может, даже вовсе отменил нашу встречу с Алексеем Максимовичем.

Но вот Горький гостеприимно встречает на ступеньках своего вагона, как он назовет нас потом, «все двенадцать милейших душ»...

Несмотря на то, что нам было очень интересно, весело, необычно, мы все же нашли в себе мужество несколько раз спросить Алексея Максимовича — не пора ли нам уйти, не утомили ли мы его, Алексей Максимович не отпускал нас. Тимоша (позволю себе называть ее так), Максим Алексеевич и Погребинский уговаривали нас остаться.

— Не уходите, рассказывайте, это очень важно, он будет писать! — Долго уговаривать нас не надо было. Мы, конечно, оставались.
Рассказывали обо всем: о родном крае, о нашем городе, о работе в школе, о пионерских лагерях, о наших заботах, о том, как живем дома. Как иной раз воюем с родителями. Рассказывали про стенгазету, про кружки, про наши выступления. Рассказывали свои, до смешного короткие биографии.

Алексей Михайлович слушал удивительно! С каким-то неистребимым вниманием. Его очень заинтересовала наша общая любимица — Сима Максимова, бывшая беспризорница... Симу он отметил как самую одаренную из нас, советовал ей поступать в театральную школу, предлагал помочь. Она была действительно необыкновенно талантливой девочкой, она пела, танцевала, играла на гитаре, отлично читала стихи, успешно занималась спортом. Ее биографию, ее особенности Алексей Максимович отметил в очерке «По Союзу Советов».

Ваня Русанов допытывал Горького — как стать писателем? Мы даже одергивали Ваню, боясь, что серьезный разговор утомит Алексея Максимовича, но Горький с интересом слушал собеседника.

— Труд писателя, — сказал он, — требует всех его душевных сил, и писателем может стать только тот, кто хорошо знает жизнь, кто умеет рассказывать правду о ней, кто помогает людям увидеть в жизни прекрасное и любить ее.

Ваня сказал, что собирается написать поэму. Алексей Максимович дал ему свой адрес, просил прислать поэму и заметил при этом: «Если потеряете адрес, пишите: Москва, Горькому. Дойдет»...

Все это похоже на сон, и я не удивляюсь, когда сидящий рядом со мной Митя Макучев шепчет: «Ущипни меня, Люся, чтобы я поверил, что я не сплю»...

Катя Скрисанова и Маруся Анисимова спели «Легенду о Марко». Музыку написал учитель пения нашей железнодорожной школы Семен Васильевич Ефимов, аккомпанировала на гитаре Сима Максимова... Он рассказал нам, что в 1903 г. он разрешил композитору А. Спендиарову положить на музыку «Легенду о Марко», других музыкальных толкований его стихов он не знал. Вот почему его так взволновало, что в далекой, мало известной ему Карелии, родилась новая для них музыка...

Перед ужином мы просили у Алексея Максимовича дать нам автограф. Он ищет на столе свои очки, они около меня... Я держу их в руках и говорю: «Исторический момент, ребята, Горькому очки передаю!» Алексей Максимович потрепал меня за ухо: «Да ты шутник!» — «Вот теперь и ухо историческое», — не растерялась я. Все рассмеялись...
На слете мы были «знаменитые». И ребята, и взрослые говорили про нас — «Эти пионеры встречались с Горьким!»

Иллюстрации:
1. Алексей Максимович Горький.
2. Пионерский оркестр русских народных инструментов при железнодорожной школе г. Петрозаводска. Слева направо в 1-м ряду: 1. Скрисанова Катя, 2. Гусарова Люба, 3. Максимова Сима; во 2-м ряду: 1. Егоров Коля, 2. Калинин Женя, 3. Скрисанов Александр Макарович, 4. Басов Коля, 5. Ведер Валя; в 3-м ряду: 1 или 2. Артамонов Андрюша, 3. Филиппова Лиза, 3. Ведер Володя, 4. Степанова Шура. 1924 г.
3. Тася Чехонина, Сергей Волков — пионеры железнодорожной школы г. Петрозаводска, участники «живой газеты» «Паровоз». 1929 г.
4. Митя Макучев — пионер  железнодорожной школы г. Петрозаводска, участник «живой газеты» «Паровоз». 1930-е гг.

Печать

27 марта — Всемирный день театра

. Публикация Март 2023

25893В личном фонде общественного деятеля, журналиста Станислава Витальевича Колосенка (1903-1990 гг.) находится интересный фотоальбом, посвященный Пудожскому колхозно-совхозному театру.

Такие театры были распространены в 1930-е годы. Их задачей было вести пропагандистскую и культурно-воспитательную работу в колхозах, совхозах, машинно-тракторных станциях, в поселках рыбаков и лесорубов. Были созданы они и в районах Карелии, некоторые из них, например, Сегежский и Кондопожский, просуществовали вплоть до начала Великой Отечественной войны.

Альбом, посвященный первому колхозно-совхозному театру, подготовлен в 1970 г. актрисой Еленой Лукияновной Ершовой. В него вошли любительские фотографии 1930-х годов с подписями-воспоминаниями к ним.

Как пишет Е. Л. Ершова: «Первый колхозно-совхозный театр был организован в 1929 г., с базой в Петрозаводске, в 1931 г. переведен на базу в с. Пудоже… Коллектив театра непосредственно соприкасался с людьми, начавшими 42987строить новую жизнь, коллективную, общую, колхозную. Театр справлялся с намеченными задачами, проводил большую общественную работу среди населения и народ ценил работу театра и любил его». Художественным руководителем театра являлся артист К. К. Горский.

В репертуар театра входили классические пьесы, такие как «Слуга двух господ» К. Гольдони, «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Доходное место» А. Н. Островского, «Женитьба» Н. В. Гоголя, «Борис Годунов» А. С. Пушкина и другие, а также спектакли по произведениям М. Горького.

В альбоме имеются фотографии, характеризующие быт артистов, виды с. Пудожа, портреты артистов театра. Особое внимание уделено поездкам артистов по районам Карелии — на лодках, пароходах, лошадях, поездах, грузовиках добирались они в далекие колхозы, поселки лесорубов и строителей, на разработки на островах Гольцы и Олений, на Нивастрой, где давали спектакли.

В конце фотолетописи-воспоминаний Е. Л. Ершова описывает быт артистов театра: «Театр объехал все далекие уголки Карелии. Клубов и ДК было очень мало. Большей частью клубы были в бывших церквях. Зимой было очень холодно в таких клубах. Стены намерзли. Бывали случаи, когда зрители сидели в шубах и сами предлагали нам играть в пальто. Грим никакой не ложился на лицо. Зима для коллектива была страшная. Едем много верст на лошадях, не обогреешься, а уже зрители сидят в клубе. Были такие случаи: театр из одного села ехал в другое. С утра ничего не угрожало в пути. Повалил снег сильный, мокрый, залепляло глаза лошадям. Дороги не видно, уже вечереет. Артистов так замело, что получались кучи снега. Подъехали к озеру, темно. Село на другой стороне озера, там с берега указывали путь, стреляли и выходили на берег 78365с факелами. Лошади тонули в снегу… Много чего было, но все искупалось удовлетворением, что люди ценили наш труд. Летом, когда приезжали в село, часто не находилось помещения для спектакля, играли на улице или в каком-нибудь амбаре из трех стен, вешали декорации, а зрители располагались кто на чем. Спасаясь от комаров, разжигали костры. В поля ставили две грузовые машины, открывали борта, вот и сцена. Когда приезжал в село театр, это было большое радостное событие. Спектакли иногда начинали поздно, когда колхозники возвращались с поля и свои домашние дела закончат. После спектакля танцевали и стар и млад. Билеты на спектакль единоличникам продавались по 50 коп., колхозники бесплатно ходили… В эту работу я вкладывала свою душу».

 

Иллюстрации:

1. Программа спектакля в честь двадцатипятилетия сценической деятельности Е. Л. Ершовой. 1936 г.
2. Спектакль «Женитьба» Н. В. Гоголя. Е. Ершова, С. Прохорова. 1930-е гг.
3. Дом культуры в с. Пудож. 1930-е гг.

Top.Mail.Ru