Из истории петрозаводского троллейбуса

50 лет пути

Троллейбус в Петрозаводске давно стал неотъемлемой частью нашей жизни. Уже полвека он перевозит горожан, спешащих по своим повседневным делам. И приезжий, выйдя из железнодорожного вокзала на площадь Гагарина, почти наверняка увидит троллейбус, идущий в одном из главных городских направлений.

Интересно, что в нашем городе вполне мог появится не троллейбус, а трамвай, а троллейбус быть намного старше. Уже в 1918 году городские власти и общественность активно обсуждали вопрос создания в городе общественного электрического транспорта, способного заменить вначале извозчиков, а позже — не всегда надежные в то время автобусы.

Стремление иметь новый вид транспорта отразилось и в проекте застройки города - в докладной записке исполняющего должность городского инженера от 8 мая 1923 г. содержится упоминание о предполагавшейся линии трамвая: «…По середине между шоссе 1 мая и озером намечена параллельно озеру главная улица. Эта улица будет иметь соединение со старым городом с Садовой ул. и таким образом получится почти прямая, разделяющая и старый и новый город на две почти равные части. Особенных уклонов и подъемов по этой линии не имеется, что представляет удобство для прокладки центрального маршрута трамвая…». Планировалось связать трамваем станцию Петрозаводск, которая в то время располагалась на месте современной товарной станции, с центром города и Голиковкой, а также пустить трамвай в Соломенное.

Первый проект троллейбуса появился в городе позднее - в 1935 г. генеральным планом планировки и социалистической реконструкции Петрозаводска, рассчитанным на 25-30 лет, предполагалось строительство 2 троллейбусных линий: от старого железнодорожного вокзала до проектируемого нового вокзала на Голиковке и от конца улицы Гоголя по проспекту К. Маркса до нового вокзала, а затем по пр. Урицкого (ныне — проспект А. Невского) обратно.

Однако в связи с нехваткой энергетических и финансовых мощностей и трамвай, и троллейбус в городе оставались только проектами. Новый импульс планам строительства электротранспорта в Петрозаводске придало образование в 1940 году Карело-Финской ССР, повысившее статус Петрозаводска до столицы союзной республики. Но начавшаяся Великая Отечественная война заставила отложить эти планы до ее окончания.

Проект восстановления Петрозаводска предусматривал создание электротранспорта — и здесь заочное противостояние трамвая и троллейбуса закончилось победой последнего:  на совместном заседании 9-10 марта 1945 г. исполнительный комитет Петрозаводского городского совета и бюро городского комитета компартии республики, обсудив схему  генерального плана Петрозаводска, решили: «считать основными видами городского транспорта на расчетный период не трамвай, а троллейбус и автобус». Отмечалось, что троллейбус, как бесшумный, гигиеничный и мало загромождающий уличные проезды, является наиболее приемлемым для нашего города видом транспорта.

В том же году начались подготовительные мероприятия по созданию необходимой инфраструктуры. Строительство троллейбуса внесло заметные улучшения в облик города — были проведены работы по замощению брусчаткой и расширению улиц, по которым должен был пройти троллейбус, замене деревянных мостов на каменные, благоустройству тротуаров и остановок.

Послевоенный проект троллейбусной системы был разработан трестом «Дортранспроект» Министерства коммунального хозяйства РСФСР. Согласно ему было построено депо с профилакторием, ремонтными мастерскими и закрытой стоянкой. Оно расположилось между ул. Пролетарской (ныне - Московская) и Грибоедова. Исполком городского совета депутатов трудящихся утвердил направление трассы троллейбуса: вокзал – шоссе 1 Мая – пр. Ленина – ул. Куйбышева – пл. Кирова – Советский мост – Вытегорская ул. («Правды») – пр. Урицкого (пр. А. Невского) – ул. Луначарского – Фабричная ул. (А. Перттунена), – Болотная ул. (Ригачина) – хлебозавод. 

Планировалось открыть движение по этой линии в конце 1940-х — начале 1950-х годов. Но строительство троллейбуса затянулось, и в здании троллейбусного депо долгое время действовал автобусный парк.

Движение по первой линии троллейбуса было открыто 5 сентября 1961 г., когда первые 10 троллейбусов прошли по маршруту протяженностью около 7 км от старого вокзала, по шоссе 1-го Мая с заходом на новый вокзал, проспекту Ленина, улице Куйбышева, площади Кирова и проспекту Урицкого. 

Это были самые современные и комфортабельные на тот момент времени троллейбусы ЗиУ-5, выпущенные на заводе в г. Энгельсе Саратовской области.

8 сентября 1961 года Петрозаводский горком и исполком горсовета наградили своей Почетной грамотой строителей троллейбуса, среди которых были плотники, мотористы, каменщики Жилстройтреста, асфальтобетонщики Ремонтно-строительного управления, электромонтеры Управления электромонтажных работ, слесари Управления сантехнических работ, сотрудники треста «Орэлектротранс» и другие.

Вклад в развитие петрозаводского троллейбуса внесли и школьники города. Один из первых троллейбусов был построен на средства, собранные от сдачи металлолома учениками 10-й школы, в 1967 году к нему присоединилась и машина №55, в салоне которой также висела табличка с надписью: «Троллейбус изготовлен из металлолома, собранного учащимися», на этот раз 3-й восьмилетней школы Петрозаводска.

Одними из первых водителей петрозаводских троллейбусов были Иван Петрович Богданов, Виктор Павлович Волнухин, Анатолий Федорович Евдокимов, Геннадий Максимович Июдин, Сергей Андреевич Крохин, Виталий Федорович Никитин и Василий Алексеевич Родионов.

Водителей троллейбусов вначале обучали в Ленинграде, позже на базе управления в Петрозаводске были созданы курсы переподготовки и повышения квалификации водителей, в 1964 г. два троллейбуса были переоборудованы для этой цели в учебные.

Нельзя не упомянуть и о вкладе других работников, без которых троллейбус не смог бы появится и нормально функционировать - управленцев, ремонтников, работников службы движения, электрослужбы, кондукторов (впоследствии в конце 1960-х годов должность кондуктора была упразднена, в связи с введением автоматических касс-копилок и компостеров, но возродилась в 1996 г.) и других.

Уже через год первая линия троллейбуса была продлена до хлебокомбината, а в 1963 г. - до «Северной точки» (завода «Авангард»). В Национальном архиве Республики Карелии хранится проектная документация линии, которая была подготовлена республиканским проектно-изыскательским институтом «Карелпроект». Согласно ей, маршрут троллейбуса должен был пройти несколько дальше — до начала современной Нойбранденбургской улицы, где была бы устроена новая площадь с поворотным кольцом и павильоном ожидания транспорта.

В последующие годы в порядке обсуждения специалистами и общественностью вносились и другие интересные, но также не осуществленные по разным причинам проекты развития троллейбусной сети — до Соломенного, в Южную промышленную зону, были даже предложения о проведении загородной линии в Шую и Кондопогу. 

Но даже несмотря на то, что не всем планам суждено было сбыться, троллейбус развивался быстрыми темпами.В 1964 году в день 20-летия освобождения Петрозаводска был открыт второй маршрут троллейбуса «Товарная контора – Площадь имени Кирова», в 1965 г. - третий, который прошел по шоссе 1 мая, ул. Антикайнена, пр. Урицкого, улицам Луначарского, Радищева, Ригачина с поворотом у хлебокомбината и обратно этим же маршрутом до ул. Мелентьевой и товарной станции. В 1967 году этот маршрут был продлен до завода «Тяжбуммаш», а через два года он прошел далее, до домостроительного и деревообрабатывающего комбината.

Троллейбусные линии строились не только для соединения центра с промышленными районами, они пришли и в новые жилые районы. В 1976 г. «четверка» стала ходить до Октябрьского проспекта, в 1982 году — контактную сеть провели на Комсомольский проспект, в 1984 г. - на Кукковку (улицу Ровио). В 1995 году троллейбус увидели на улице Корабелов на Ключевой, в 2005 году он появился на Перевалке, а в 2006 году стало возможным приехать на троллейбусе на Древлянку.

В работах по проведению многих линий принимали участие не только работники Троллейбусного управления и других предприятий коммунального хозяйства, но и многие рабочие и служащие города. К примеру, на строительстве троллейбусной линии на Лыжную и тяговой подстанции в 1986 году трудились бойцы комсомольских стройотрядов и молодые работники более чем двадцати пяти предприятий и учреждений города.

Менялся и подвижной состав троллейбуса, в 1973 году впервые в город пришли пять троллейбусов ЗиУ-682. Они более вместительными и комфортабельными, чем прежние и имели 3 двери. 

Троллейбусы этой модели эксплуатируются в городе и сей день, и постепенно заменяются на троллейбусы других марок, изготовленные на заводах в Волгограде, Санкт-Петербурге, Москве, Ликино-Дулево и других. С середины 1980-х годов количество машин в парке превышает сотню.

В настоящее время в городе имеется семь маршрутов троллейбуса протяженностью более 47 километров, которые связывают все наиболее крупные городские микрорайоны с центром. Труд работников троллейбуса на протяжении уже пятидесяти лет обеспечивает пассажирам возможность безопасно и вовремя доехать до места назначения.

В юбилейный год петрозаводского троллейбуса пожелаем ему и всем, кто с ним связан, дальнейшей плодотворной работы на благо горожан.

 

 

Главный специалист Национального архива РК 

А.С. Соколов

 

Опубликовано в газете "ТВР-панорама", 7 сентября 2011 г.

Top.Mail.Ru