Святодуховский кафедральный собор. Утраченная святыня

2 июня (21 мая по старому стилю) исполняется 140 лет со дня освящения в Петрозаводске в 1872 г. главного придела кафедрального собора во имя Воскресения Христа Спасителя, переименованного в 1875 г. во имя сошествия Святого Духа. Святодуховский кафедральный собор просуществовал без малого 64 года и был разрушен в 1936 г.

Строительство новой соборной церкви было задумано еще в 1785 г. согласно утвержденному Екатериной II «Плану губернскому городу Петрозаводску». С учреждением в 1828 г. Олонецкой епархии первый архиепископ Олонецкий и Петрозаводский Игнатий начал ходатайствовать перед Святейшим Синодом о постройке нового кафедрального собора. В Национальном архиве Республики Карелия хранится «Летопись о Петрозаводских Кафедральных Соборах», повествующая о долгой переписке епархии и Синода по этому вопросу. В 1834 г. в донесении Синоду архиепископ Игнатий сообщал, что «население епархиального города с год на год увеличивается, сооруженные храмы в давнее время обветшали и утеснительны для молящихся». Не давая разрешение на строительство Синод отвечал, что «из строительного капитала духовного ведомства, по ограниченности онаго и за множеством обращений на сей источник расходов, Святейший Синод не находит никакой возможности отпустить потребной на постройку Собора суммы». 

Почти четверть века епархия вела переписку с Синодом о необходимости постройки собора, сметы на строительство не раз сокращались, пока, наконец, в апреле 1859 г. перед самой Пасхой не было получено долгожданное разрешение.

Новый каменный кафедральный собор было решено возвести на Соборной площади (ныне - площадь им. С.М. Кирова). Согласно указу Синода для контроля над строительством был создан специальный строительный комитет из духовных и гражданских лиц. При уточнении комитетом цен на материалы и работы, как сказано в «Летописи о Петрозаводских Кафедральных Соборах», выяснилось, что «справочные цены, по сличении их с ценами, внесенными в смету, оказались выше сих последних на 50%». Недостаток казенных средств не остановил работы. 

Строительству собора помогали «всем миром»: жители города и губернии трудились без вознаграждения на самых тяжелых работах по выемке земли и очистке площади от камней, вносили денежные пожертвования. Летопись гласит: «Между населением Петрозаводским не осталось человека, который не оказал бы какой-либо помощи в этом деле. Окрестные жители и иногородцы принесли на это жертвы свои. Общие совокупные усилия увенчались успехом». Строительство собора началось 27 апреля 1860 г. с земляных работ, 4 июня 1861 г. архиепископ Олонецкий и Петрозаводский Аркадий заложил в основании восточной стены среднего алтаря первый камень и началось возведение фундамента. В 1868 г. была закончена кирпичная кладка, главы собора подняты, в 1869 г. главы покрыты железом, воздвигнуты кресты. В 1870 и 1871 гг. произведена внутренняя «оштукатурка» храма, вставка рам, настилка полов и устройство лесов для иконостасов. Весной 1872 г. поставлены на место иконостасы с иконами. Иконостас в среднем приделе был устроен по образцу Московского большого Успенского собора с пятью ярусами икон, в кратком виде представляющих всю церковную историю. Подготовка собора к освящению была завершена.

Освящение главного придела нового собора предполагалось приурочить к сорок четвертой годовщине учреждения Олонецкой епархии. Поскольку день годовщины (22 мая) приходился на понедельник, освящение состоялось в предшествующий воскресный день – 21 мая. Освящение совершал епископ Ионафан в присутствии Начальника губернии, чинов местных управлений, купечества и при большом стечении народа. Как повествуют «Олонецкие губернские ведомости» - «Торжественность обряда освящения, вообще довольно редкого и не всеми виданного, красота и благолепие нового храма, привлекли толпы молящихся даже из некоторых селений уезда». 28 мая состоялось освящение северного придела в честь Благовещения Пресвятые Богородицы, 13 августа – южного придела в честь Вознесения Господня.

Святодуховский кафедральный собор поражал современников своей величественностью и красотой. Со стороны озера открывалась панорама Соборной улицы с архитектурным ансамблем Петропавловского, Воскресенского и возвышающегося над ними Святодуховского соборов. Но, по прошествии десятилетий не все было благополучно в судьбе нового храма. Содержание огромного здания требовало больших материальных затрат. 

За общественным религиозным подъемом 1860-х, позволившим воздвигнуть столь масштабное для провинциального города строение, в начале XX века последовало некоторое охлаждение петрозаводчан к Святодуховскому кафедральному собору. Один из прихожан собора, призывая жителей города и губернии поддержать храм, констатировал на страницах «Олонецких губернских ведомостей» в 1911 г., что «общество охладело и, видимо, утратило всякий интерес к своему детищу, созданию своих рук – к собору… Свято-Духовский собор пришел в крайний упадок как со вне, так и особенно внутри: голые прокопченные, с потрескавшейся, местами облупившейся штукатуркой, стены; слабое освещение; холодно, утвари мало, да и та ветхая…в зимние холода быть продолжительное время за богослужением, особенно для совершителей его, даже опасно для здоровья от постоянных сквозняков, так что из состоящих при соборе 6 тысяч прихожан, собор Свято-Духовский посещает лишь очень незначительная часть; всякий имеющий маломальскую возможность пойти для молитвы в какой-либо другой храм, идет туда, минуя собор».

Политические события 1917 г. принесли в жизнь православной церкви перемены. В середине лета Святейший Синод принял «Временное положение о православном приходе», согласно которому основной ячейкой церковной структуры стал самоуправляемый приход, а вскоре была отменена сама синодальная форма управления церковью. Созванный в 1917 г. Всероссийский поместный собор восстановил институт патриаршества после более чем 200-летнего перерыва и избрал Патриарха Московского и всея Руси. В 1917 г. впервые была образована приходская община при Святодуховском кафедральном соборе, позднее состоялись выборы в исполнительный орган общины – приходской совет. 

В Национальном архиве Республики Карелия сохранились документы Петрозаводского кафедрального собора, в которых отражена деятельность приходской общины и приходского совета собора. Создание приходской общины Петрозаводского кафедрального собора способствовало вовлечению мирян в управление приходом и активному участию в церковно-общественной жизни. Так, в феврале 1918 г. общее собрание приходской общины приняло резолюцию, в которой выразило открытый протест против ряда пунктов постановления Совета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», а также против распоряжений местных властей о передаче зданий, принадлежащих приходской общине и Олонецкой духовной консистории, в собственность государства. Исполком Олонецкого губернского Совета крестьянских, рабочих и солдатских депутатов постановил принять резолюцию «к сведению».

В отчете приходского совета Петрозаводского кафедрального собора за 1917 г. сформулирована основная задача приходского совета и общины в сложившейся политической обстановке: «В данный момент государственной, социальной и церковной разрухи для приходского совета предстоит весьма ответственное дело: поддержать в корне подорванную декретом совета народных комиссаров церковно-общественную жизнь, отстоять право на свое существование для нашей юной общины и защитить имущество, собранное веками из трудовых грошей лично ваших и ваших предков». 

С 1918 г. храмы, как народное достояние, перешли в ведение местных властей и только предоставлялись в пользование верующим. В документах Петрозаводского кафедрального собора сохранился договор между жителями Петрозаводска и Центральным административным управлением НКВД АКССР от 7 марта 1927 г. о принятии первыми «в бессрочное, бесплатное пользование» Петрозаводского Святодуховского кафедрального собора «с богослужебными предметами» по заверенной подписями описи. Принимающая сторона обязалась «беречь переданное народное достояние и пользоваться им исключительно соответственно его назначению, принимая на себя всю ответственность за целостность и сохранность врученного имущества», «из своих средств производить оплату всех текущих расходов по содержанию храма и находящихся в нем предметов». 

Согласно договору в соборе не допускалось: «политических собраний враждебного Советской власти направления», «раздачи или продажи книг, брошюр, листков и посланий, направленных против Советской власти или ее представителей», «произнесение проповедей и речей, враждебных Советской власти или ее отдельным представителям», «совершение набатных тревог для созыва населения в целях возбуждения его против Советской власти». 

За непринятие всех мер к выполнению обязанностей, вытекающих из договора, или же за прямое его нарушение принимающая сторона подлежала уголовной ответственности «по всей строгости революционных законов».

С конца 1920-х гг. в стране началось массовое закрытие церквей. Решению властей предшествовали организованные общественные кампании по закрытию того или иного храма. В Петрозаводске в декабре 1929 - январе 1930 гг. инициатором кампании по закрытию кафедрального собора выступил Карельский областной совет союза воинствующих безбожников. Президиум совета на заседании 11 января 1930 г. принял решение «соборную кампанию» закончить к 20 января 1930 г. «общегородской демонстрацией, которую провести под лозунгами создания единого фронта для борьбы против религии, являющейся крупным тормозом социалистического культурного строительства». 

Представитель Карельского областного совета союза воинствующих безбожников В.И. Клишко был заслушан на заседании президиума Петрозаводского горсовета 26 января 1930 г. с сообщением о «требовании трудового населения города — закрыть и использовать под культурное учреждение кафедральный собор, снять со всех церквей города колокола и передать их для нужд индустриализации страны». Кафедральный собор в сообщении объявлялся «центром группировки враждебных трудящимся антисоветских элементов». 

Президиум горсовета постановил Петрозаводский кафедральный собор закрыть, а здание собора отдать «под юношеское кино». Церковные колокола со всех городских церквей подлежало снять и передать «для нужд индустриализации страны», а колокольный звон прекратить с 1 февраля 1930 г. 

Верующие пытались отстоять собор. 29 января, в день созыва расширенного пленума горсовета для окончательного решения вопроса о соборе, состоялась демонстрация против закрытия собора, в которой участвовало не менее 200 человек. Верующие собирались потребовать от пленума сохранить кафедральный собор. Но пленум был перенесен на другой день, что позволило избежать встречи с протестующими и  беспрепятственно одобрить решение о закрытии собора. Президиум Карельского ЦИК решение о закрытии собора также утвердил. 

28 февраля 1930 г. Петрозаводский кафедральный собор, как действующий храм, прекратил свое существование. Вскоре Карельский областной совет союза воинствующих безбожников признал «наиболее целесообразным использование здания кафедрального собора под общественную столовую», что было одобрено Петрозаводским горсоветом. 27 мая в здании бывшего Петрозаводского кафедрального собора состоялось открытие новой столовой № 13.

После закрытия храма здание собора просуществовало около шести лет. В начале 1936 г. началась кампания по сносу кафедрального собора. Была проведена пробная ломка кладки в отдельных местах здания. На совещании горсовета 15 февраля 1936 г. было отмечено, что «в силу большой высоты и толщины стен» и «учитывая исключительно ограниченные сроки» снос собора надлежит осуществлять «при помощи взрывов». 20 марта 1936 г. Петрозаводский горсовет на основании «многочисленных просьб избирателей в наказах Петрозаводскому городскому Совету с одной стороны и необходимостью создания в городе площади для проведения массовых мероприятий (демонстрации, митинги и т. д.) - с другой» принял решение о сносе здания бывшего Святодуховского кафедрального собора. Работы по сносу здания собора были завершены к 1 мая.

Долгое время площадь, получившая в 1936 г. имя С.М. Кирова, не застраивалась. Только в 1955 г. было построено здание нового Музыкально-драматического театра и площадь приобрела современный облик.

 

Главный специалист Национального архива РК

 М.А. Змеевская

 

Опубликовано в газете "Карелия", 31 мая 2012 г.