Печать

27 марта — Всемирный день театра

. Публикация Март 2023

25893В личном фонде общественного деятеля, журналиста Станислава Витальевича Колосенка (1903-1990 гг.) находится интересный фотоальбом, посвященный Пудожскому колхозно-совхозному театру.

Такие театры были распространены в 1930-е годы. Их задачей было вести пропагандистскую и культурно-воспитательную работу в колхозах, совхозах, машинно-тракторных станциях, в поселках рыбаков и лесорубов. Были созданы они и в районах Карелии, некоторые из них, например, Сегежский и Кондопожский, просуществовали вплоть до начала Великой Отечественной войны.

Альбом, посвященный первому колхозно-совхозному театру, подготовлен в 1970 г. актрисой Еленой Лукияновной Ершовой. В него вошли любительские фотографии 1930-х годов с подписями-воспоминаниями к ним.

Как пишет Е. Л. Ершова: «Первый колхозно-совхозный театр был организован в 1929 г., с базой в Петрозаводске, в 1931 г. переведен на базу в с. Пудоже… Коллектив театра непосредственно соприкасался с людьми, начавшими 42987строить новую жизнь, коллективную, общую, колхозную. Театр справлялся с намеченными задачами, проводил большую общественную работу среди населения и народ ценил работу театра и любил его». Художественным руководителем театра являлся артист К. К. Горский.

В репертуар театра входили классические пьесы, такие как «Слуга двух господ» К. Гольдони, «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Доходное место» А. Н. Островского, «Женитьба» Н. В. Гоголя, «Борис Годунов» А. С. Пушкина и другие, а также спектакли по произведениям М. Горького.

В альбоме имеются фотографии, характеризующие быт артистов, виды с. Пудожа, портреты артистов театра. Особое внимание уделено поездкам артистов по районам Карелии — на лодках, пароходах, лошадях, поездах, грузовиках добирались они в далекие колхозы, поселки лесорубов и строителей, на разработки на островах Гольцы и Олений, на Нивастрой, где давали спектакли.

В конце фотолетописи-воспоминаний Е. Л. Ершова описывает быт артистов театра: «Театр объехал все далекие уголки Карелии. Клубов и ДК было очень мало. Большей частью клубы были в бывших церквях. Зимой было очень холодно в таких клубах. Стены намерзли. Бывали случаи, когда зрители сидели в шубах и сами предлагали нам играть в пальто. Грим никакой не ложился на лицо. Зима для коллектива была страшная. Едем много верст на лошадях, не обогреешься, а уже зрители сидят в клубе. Были такие случаи: театр из одного села ехал в другое. С утра ничего не угрожало в пути. Повалил снег сильный, мокрый, залепляло глаза лошадям. Дороги не видно, уже вечереет. Артистов так замело, что получались кучи снега. Подъехали к озеру, темно. Село на другой стороне озера, там с берега указывали путь, стреляли и выходили на берег 78365с факелами. Лошади тонули в снегу… Много чего было, но все искупалось удовлетворением, что люди ценили наш труд. Летом, когда приезжали в село, часто не находилось помещения для спектакля, играли на улице или в каком-нибудь амбаре из трех стен, вешали декорации, а зрители располагались кто на чем. Спасаясь от комаров, разжигали костры. В поля ставили две грузовые машины, открывали борта, вот и сцена. Когда приезжал в село театр, это было большое радостное событие. Спектакли иногда начинали поздно, когда колхозники возвращались с поля и свои домашние дела закончат. После спектакля танцевали и стар и млад. Билеты на спектакль единоличникам продавались по 50 коп., колхозники бесплатно ходили… В эту работу я вкладывала свою душу».

 

Иллюстрации:

1. Программа спектакля в честь двадцатипятилетия сценической деятельности Е. Л. Ершовой. 1936 г.
2. Спектакль «Женитьба» Н. В. Гоголя. Е. Ершова, С. Прохорова. 1930-е гг.
3. Дом культуры в с. Пудож. 1930-е гг.

Top.Mail.Ru