"На свете Петровых немало, Но есть уникальный Петров..."
(К 95-летию со дня рождения Ивана Петровича Петрова)
29 марта театральная общественность республики отмечает 95 лет со дня рождения Ивана Петровича Петрова, известного режиссера, народного артиста Литовской ССР и Российской Федерации, художественного руководителя и главного режиссера Государственного молодежного театра "Творческая мастерская".
Необходимо отметить, что с датой рождения Ивана Петровича все неоднозначно. По паспортным данным И.П. Петров родился в 1926 году с. Рыково-слобода Рязанской области в крестьянской семье, дата рождения значится: 29 марта 1926 г. В своих интервью И.П. Петров неоднократно указывал, что знал только год своего рождения и точную дату своего рождения 29 марта 1926 г. при получении паспорта он назвал произвольно. По воспоминаниям его матери он родился в ночь на Вербное воскресенье 1926 г.
После окончания школы И.П. Петров окончил в 1946 г. Московский авиационный техникум, затем два года учился в Московском авиационном институте. Но в 1948 г. Иван Петрович круто изменил свою жизнь, поступив на актерский факультет Государственного института театрального искусства (ГИТИС) на курс народного артиста РСФСР В.В. Готовцева, который с успехом окончил в 1952 г.
С 1952 по 1960 гг. И.П. Петров служил актером в Ростовском театре драмы им. М. Горького (г. Ростов-на-Дону). Тогда же он начал заниматься режиссурой. В феврале 1960 г. И.П. Петров поступил на режиссерский факультет ГИТИСа и был принят сразу на III курс в мастерскую народного артиста СССР А.А. Гончарова.
В одном из своих интервью Иван Петрович отмечал: "В моей судьбе было три театра - три дома, три семьи, три жизни...", имелись ввиду три основных в биографии режиссера театра, в которых ему довелось служить.
Первым таким театром стал Музыкально-драматический театр Карельской АССР, в который Иван Петрович был приглашен на работу еще студентом и, в котором после окончания учебы он остался работать главным режиссером. С 1961 г. по 1968 г. И.П. Петровым были поставлены такие пьесы как "Традиционный сбор" В. Розова, "Трехгрошовая опера" Б. Брехта, "Последние" М. Горького, "Смерть Тарелкина" А. Сухово-Кобылина и др. В эти же годы на сцене Государственного финского драматического театра И.П. Петровым был поставлен спектакль "Баня" по пьесе В. Маяковского.
Недолгое время, с 1968 по 1970 гг. Иван Петрович работал в качестве режиссера в Волгоградском драматическом театре им. М. Горького. В этот период И.П. Петровым были поставлены спектакли "В ночь лунного затмения" М. Карима, "Между ливнями" А. Штейна, "Дело, которому ты служишь" Ю. Германа, "Возраст расплаты" Л. Жуховицкого.
В 1971 г. И.П. Петров начал работать в Государственном русском драматическом театре Литовской ССР в г. Вильнюсе, в котором в итоге он прослужил 18 лет. Одним из первых на советской сцене И.П. Петровым были поставлены в этом театре спектакли: "Святая святых" И. Друцэ, "Вдовий пароход" И. Грековой и П. Лунгина, почти одновременно со столичными театрами вышли спектакли "Долги наши" Э. Володарского, "Гнездо глухаря" В. Розова, "Жили-были" А. Казанцева и др.
В 1988 г. по приглашению группы актеров будущего театра "Творческая мастерская" Иван Петрович вернулся в Карелию и в качестве художественного руководителя возглавил новый карельский театр - театр-студию "Творческая мастерская" при Союзе театральных деятелей РСФСР. В Карелию режиссер привез свою инсценировку романа Ч. Айтматова "Плаха", которая стала первым спектаклем молодого театра. Премьера спектакля состоялась 16 ноября 1988 г. и считается днем рождения Государственного молодежного театра "Творческая мастерская". За годы работы в театре Иваном Петровичем Петровым поставлено большое количество спектаклей классического и современного театрального репертуара, таких как трилогия А.П. Чехова "Дядя Ваня, "Три сестры", "Вишневый сад", пьесы А.Н. Островского "Доходное место" и "Без вины виноватые", современных отечественных авторов "Вдовий пароход" И. Грековой и П. Лунгина, зарубежных авторов "Эти свободные бабочки" по пьесе Л. Герша, "Гарольд и Мод" по пьесе К. Хиггинса и Ж. Карьера и др.
Иван Петрович Петров, по мнению многих хорошо знавших его людей был человеком, не мыслившим себя вне театра. Литовский журналист Э. Янсонас в одной из своих статей писал о главном режиссере Государственного русского драматического театра ЛССР: "... И. Петров умеет "раздваиваться" и "растраиваться", репетируя один спектакль, он думает о другом, а в подсознании уже зарождается третий. ... Его волнует все, что касается театра, а того, что театра не касалось бы, И. Петров просто не может себе представить" .
Этого же мнения придерживалась актриса театра "Творческая мастерская" Л.А Побединская, подарившая на день рождения И.П. Петрову свои стихи:
"На свете Петровых немало,
Но есть уникальный Петров
Во что бы там, как бы не стало,
Он, братцы, трудиться готов
Одной лишь мечтой о Работе
С утра и до ночи живет!
Он с мыслию это ложится,
Он с мыслию этой встает.
Ему пять минут, так обидно
Потратить, чтоб чаю попить.
Жует бутерброды с повидло,
Мечтает актеров убить,
За то, что порою болеют,
И курят, и водочку пьют...
Все сразу сыграть не умеют,
Эмоциям волю дают!
Но, право, к чему же тут споры:
Пусть он и бывает суров,
Но все ж умирает в актере -
Так, браво, Вам! Браво, Петров!"
В любом театре, в котором доводилось ему работать, Иван Петрович всегда старался создать коллектив единомышленников. Многие журналисты, театральные критики отмечали, что театр Петрова - это театр актерский, ансамблевый в лучших традициях классического русского театрального искусства. В своих записях к спектаклю "Три сестры" Иван Петрович отмечал "Классическая драматургия дает возможность найти новые грани в ней и не обязательно резкие, авангардистские подходы и решения ...", "Поэзия, музыка, хорошая литература - это потребность души существовала всегда, а в трудные для людей времена - особенно". Кстати именно после просмотра спектакля театра "Творческая мастерская" чеховской пьесы "Три сестры" российский писатель, режиссер, театральный деятель А.М. Кравцова (г. Москва), написал режиссеру-постановщику И.П. Петрову восторженное письмо "...Остаться безмолвным не могу, поскольку встретился с редкостным явлением органического родства с тем, что представляет ваш Театр. Родство это прежде всего в величайшем уважении к актеру как художнику, но не шахматной фигурке на поле режиссуры и сценографии. Родство - в ансамбле артистов, творящих на сцене художественную атмосферу, создающих произведение, а не вернисаж персональных творческих достижений. В мужественной доброте и высоком вкусе при том девятом вале чернухи и шоу, который плещется вокруг. ..." и далее "Спросили бы меня, я бы, не краснея, назвал театр Петрозаводским Художественным, поскольку в нем воспитываются идеалы русского искусства, которые в свое время и свели вместе Станиславского и Немировича-Данченко.".
Все вышеприведенные цитаты были взяты из документов и материалов личного архива Ивана Петровича Петрова, которые он передал на государственное хранение в Национальный архив Республики Карелия незадолго до своей смерти.
В текущем году планируется прием на государственное хранение документов и материалов переданных документов. В архивную фонд включены материалы творческой деятельности И.П. Петрова, связанные с работой режиссера в различных театрах Советского Союза и России: в Государственном музыкально-драматическом театре Карельской АССР (1961-1968), Волгоградском драматическом театре им. М. Горького (1968-1970), в Государственном русском драматическом театре Литовской ССР (1970-1988), в Государственном молодежном театре "Творческая мастерская" (1988-2006) и его работой в качестве приглашенного режиссера в Мурманском областном драматическом театре и Государственном финском драматическом театре КАССР: афиши, программы спектаклей, поставленных И.П. Петровым, отзывы, рецензии театральных критиков, журналистов, зрителей на спектакли, фотографии репетиций, сцен из спектаклей, поставленных И.П. Петровым, письма, документы к биографии и служебной деятельности И.П. Петрова, статьи, заметки, стихи, разных авторов, посвященные жизни и творчеству И.П. Петрова, поздравительные адреса, письма-отклики коллег, зрителей, интервью, тексты выступлений И.П. Петрова о новых театральных постановках, планах, записные книжки с его записями о гастрольных поездках, текущих делах, материалы по вопросу реорганизации театров Карелии в начале 2000-х гг. и другим вопросам, фотографии И.П. Петрова, индивидуальные, с супругой Дианой Андреевной, с коллегами, актерами, друзьями и многое другое.
Документы личного происхождения - это безусловно уникальное явление в культуре, это не только живой рассказ о людях и событиях, но и рассказ о различных путях творческих поисков, о сомнениях и победах. Иван Петрович Петров внес огромный вклад в российскую культуру, его имя всегда будет стоять в одном ряду с именами выдающихся театральных деятелей страны. По мнению Петрова-режиссера - "Театр - это кафедра, с которой можно сказать много добра. Это не значит, что необходим этакий указующий перст - еще ни один человек не "исправился" после спектакля. Важно пробудить в человеке надежду, сделать так, чтобы он поверил в жизнь...". Театралы Петрозаводска до сих пор помнят спектакли, поставленные Иваном Петровичем Петровым, помнят и о той высокой планке в искусстве, которую он установил и которой его коллеги и ученики стараются соответствовать и поныне. В год 95-летия со дня рождения И.П. Петрова документы его личного архива пополнят коллекцию фондов личного происхождения, хранящихся в Национальном архиве Республики Карелия и будут знакомить исследователей с историей карельского театрального искусства и биографией одного из самых талантливых и блистательных театральных режиссеров, когда-либо работавших в Карелии.
Главный архивист
отдела комплектования ГБУ НА РК М.Н. Ермолина.