Печать

80 лет со дня образования Беломорско-Онежского пароходства

. Публикация Июнь 2020

4001 июля 1940 года начало свою деятельность Беломорско-Онежское пароходство. Оно было образовано на основании постановления Совета Народных Комиссаров СССР от 1 июня 1940 г. и приказа народного комиссара речного флота СССР от 10 июня 1940 г. Районом действия для пароходства стало Онежское озеро, Беломорско-Балтийский канал с его акваторией, западная часть Белого моря в пределах от восточной границы Карело-Финской ССР до южного берега Кольского полуострова, а также внутренние озера Карелии. Новому пароходству был передан флот Беломорско-Онежского эксплуатационного участка Северо-Западного речного пароходства — буксиры, пассажирский, вспомогательный и несамоходный флот. Управление пароходства находилось в г. Петрозаводске. Начальником пароходства был назначен Алексей Васильевич Тимофеев.

Пароходство провело лишь одну навигацию в условиях 500мирной жизни. В 1941 г., в связи с началом Великой Отечественной войны, Беломорско-Онежское пароходство оперативно решало задачи по перевозке солдат и воинских грузов, эвакуации мирных жителей, оборудования заводов и фабрик. Управление пароходства было эвакуировано в г. Архангельск, с апреля 1942 г. переехало в г. Беломорск. Часть судов пароходства была мобилизована в Онежскую и Ладожскую военные флотилии и на Балтийский флот.

Суда пароходства подвергались нападению противника. 27 сентября 1941 г. баржа № 485 с эвакуированными жителями г. Петрозаводска была обстреляна финской артиллерийской батареей, в результате чего на судне начался пожар. Умелыми действиями команды буксира «Кингисепп» под руководством капитана Михаила Дмитриевича Кукушкина удалось спасти часть пассажиров баржи и доставить их в Шалу. Мы писали об этом

14 июня 1942 г. пароход «Экспортлес-12» подвергся двойному 11940налету трех самолетов авиации противника, и. о. капитана парохода Михаил Николаевич Алуферов, получив четыре ранения, не бросил вахту, команда сумела ликвидировать пожар, вспыхнувший на пароходе.

Некоторые из судов флота были захвачены врагом. Так, 25 сентября 1941 г. баржа с эвакуированным населением г. Петрозаводска, следовавшая в г. Вытегру, в результате шторма оторвалась от буксира и была прибита к берегу в районе с. Шелтозера, где была захвачена финнами, некоторым из пассажиров баржи удалось сбежать из плена. Был захвачен и караван судов, следовавший в конце ноября 1941 г. из Пудожского района в г. Беломорск. Капитан одного из пароходов, Егор Иванович Заонегин за неподчинение врагу был расстрелян.

Несмотря на сократившийся район плавания, потери в судах и личном составе работники пароходства перевыполняли производственные задания. Многие тысячи боеприпасов, снаряжения и вооружения перевезли водники. Весной 1943 г., несмотря на тяжелые военные условия, при пароходстве открылась «школа юнгов». Подростки в возрасте от 14 до 16 лет были размещены на пристани Беломорск на пароходе «Карл Маркс». Практической работой юнг руководил опытный капитан Алексей Алексеевич Бабкин. Их задачей было заменить ушедших на фронт специалистов пароходства. Отличными юнгами зарекомендовали себя Саша Ремешков — сын капитана и Ваня Соколов - сын фронтовика.

Война нанесла большой ущерб Беломорско-Онежскому пароходству. Так, был уничтожен полностью Повенецкий судоремонтно-судостроительный завод, пристани Повенец, Медвежья Гора, Петрозаводск и другие. Только по одной пристани Петрозаводск противником было потоплено 7 приписанных к ней пароходов, сожжено 13 несамоходных судов, повреждено бомбежкой 8 барж и лихтеров.
Послевоенные годы — время восстановления пароходства. Были подняты и восстановлены пароходы «Яков Воробьев», «Семга», «Роза Люксембург» и многие другие, заново построены пристани, здания пассажирских вокзалов. В Петрозаводске на месте разрушенной лыжной фабрики были возведены цеха судоремонтного завода.

К 1960-м годам в составе пароходства появились новые теплоходы, в том числе скоростные пассажирские и туристические суда. Самоходный грузовой флот за 1959-1962 гг. вырос в пять раз. В 1963 г. пароходство пополнилось четырьмя грузовыми теплоходами типа «Балтийский» смешанного (река-море) плавания. Они перевозили лес из Архангельска в порты Балтийского море. В этом же году состоялись первые экспериментальные рейсы теплохода «Беломорский-14» с пиломатериалами из Шалы в порт Котка в Финляндии. В дальнейшем заграничные рейсы для теплоходов Беломорско-Онежского пароходства стали постоянными.
Многие работники Беломорско-Онежского пароходства были награждены орденами и медалями за трудовую деятельность. В числе лауреатов Государственной премии СССР и Героев Социалистического Труда — капитан теплохода «Балтийский-9» Беломорско-Онежского пароходства Олег Алексеевич Сергеенков.

В 2007 г. Беломорско-Онежское пароходство перестало существовать как самостоятельное предприятие, но память о тружениках пароходства, их вкладе в благосостояние нашего края будут всегда хранить потомки — продолжатели дела речников и моряков.

В Национальном архиве Республики Карелия имеется фонд Р-1553 «Управление Беломорско-Онежского пароходства», охватывающий весь период деятельности предприятия и насчитывающий более пяти с половиной тысяч единиц хранения. Сведения по истории пароходства содержатся также во многих других архивных фондах. Важной вехой стал также прием на хранение в Национальный архив Республики Карелия после ликвидации Беломорско-Онежского пароходства архивных фондов долгие годы существовавшего при пароходстве ведомственного архива.

 

Иллюстрации:

1. Иван Павлович Меньков (справа) — капитан парохода «Сердоболь» и механик Сергей Андреевич Гамиловский. Петрозаводск. 1948 г.
2. Капитан парохода «Вересаев» Федор Васильевич Манасеев и механик Петрозаводского судоремонтного завода Дмитрий Власович Чукарин. Фото Н. Клишко. Петрозаводск. 1949 г.
3. Приказ по Беломорско-Онежскому эксплуатационному участку Северо-Западного речного пароходства о мероприятиях в связи с организацией Беломорско-Онежского пароходства.

Top.Mail.Ru