Печать

Встречи в рамках проекта «Человек и война» продолжаются...

. Публикация Июль 2015


002529 июля сотрудники Национального архива встретились с Лениной Павловной Макеевой, малолетней узницей финского концлагеря № 5 в годы Великой Отечественной войны.
    С дрожью в голосе вспоминает она о времени, проведенном в лагере: «Мы жили в Петрозаводске. Отец был уверен, что война долго не продлится, и отправил нас в родную деревню Шангостров в Ленинградскую область, где жила его мать. Сам он остался, занимался эвакуацией грузов промышленного характера. Мне было пять с половиной лет, а братику Юре три с половиной. Мама была беременной, уже на последнем месяце. И в деревне родила двойню, девочек. Когда война пришла в деревню, то мы вернулись в Петрозаводск, где нас уже взяли финны и разместили в бараке №42, обнесенном колючей проволокой. Это был 5-й лагерь. Место, где он располагался, сейчас называют Пятый поселок. Там и сейчас есть несколько домов с той поры.
    Нас, меня, братика, сестер-двойняшек, маму, бабушку и дедушку, поселили в маленькой комнате и с нами еще пять семей. Холодно, голодно, не было лекарств. Люди вымирали целыми семьями. Одежду прожаривали, в бараках для дезинфекции жгли серу. Но это не помогало, люди умирали от болезней и голода. Умерли наши бабушка и дедушка. Мама сильно заболела куриной слепотой, перестала кормить новорожденных девочек, и они умерли одна за другой. Нам очень помогла одна девочка-подросток Римма Гуляева. Она выходила на работы в город и благодаря своей находчивости часто приносила что-нибудь съестное, делилась с нами. Помню, как однажды она принесла маленькую чашечку густого горохового супа. Мама развела его кипятком и так мы все смогли пообедать. Каким вкусным он нам тогда показался! В общей сложности мы провели в лагере 2 года и 8 месяцев. Не забыть освобождения. Всех заключенных финны собрали на улице у бараков и объявили, что советские части на подходе и со дня на день их освободят, порекомендовали не выходить за пределы лагеря и ждать. Но были те, кто не послушались. Территория вокруг была заминирована, и многие подорвались на минах. Вот так вот выжили долгих три года в лагере, а за день до освобождения погибли. Я не побежала, сил не было...».
    Украдкой смахивая слезы Ленина Павловна рассказывает о самом трогательном - июне 1944 года, когда они вместе с братом побежали на вокзал встречать отца. «Из Беломорска пришел первый поезд – не могу забыть этого момента. Так много людей было на вокзале! И паровоз, подъезжая, дал такой длинный, такой жалобный сигнал. И народ заплакал. Это было невероятно – на перроне стоял такой стон. Этот стон никогда не исчезнет из моей памяти».
    Ленина Павловна рассказывает, что статус «узника» еще долгое время после окончания войны мешал вести нормальную жизнь — в школе иногда неодобрительно смотрели, в комсомол не приняли, а когда «железный занавес» открыли, то долго пришлось собирать различные справки, чтобы выехать за границу. 10 лет Ленина Павловна проработала билетным кассиром на железной дороге, и еще 36 лет в Министерстве финансов Республики Карелия.
    В свои 79 лет Ленина Павловна ведет активную общественную жизнь, помогает таким же, как она бывшим узникам, занимает пост Председателя ТСЖ своего дома на проспекте Ленина, борется за права жильцов.

Top.Mail.Ru