«Импровизировал так, что можно было заслушаться...»
(К 125-летию со дня рождения Л.Я. Теплицкого)

11 марта исполнилось 125 лет со дня рождения Леопольда Яковлевича Теплицкого (1890 — 1965), композитора, дирижера, педагога, заслуженного артиста КФССР, заслуженного деятеля искусств КАССР. Имя Леопольда Теплицкого у многих ассоциируется прежде всего с джазом. Концертный джаз-банд, созданный музыкантом в 1927 году в Ленинграде, — один из первых музыкальных коллективов в СССР, исполнивших джазовую музыку в академических концертных залах. С 1933 года Л.Я. Теплицкий жил и работал в Петрозаводске, где долгие годы возглавлял карельский симфонический оркестр, был главным дирижером ансамбля «Кантеле», преподавал в Петрозаводском музыкальном училище. В Национальном архиве Республики Карелия хранится личный фонд музыканта. В составе фонда — рукописи произведений, программы и афиши, личные документы, издания нотной библиотеки композитора, фотографии и многое другое.

01

Л.Я. Теплицкий. 1930-е гг.
Место и автор съемки не установлены

Леопольд Яковлевич родился 11 марта (27 февраля по старому стилю) 1890 года в семье мещанина местечка Смелы Черкасского уезда Киевской губернии, крещен в городе Екатеринославе (Днепропетровск), куда потом переехала семья Теплицких. Сам музыкант в документах указывал, что родился в Днепропетровске.

С подросткового возраста он подрабатывал пианистом в танцевальном классе, в театрах и ресторанах юга Российской империи. В 1914 году окончил музыкальное училище в Харькове, в 1915-м поступил в Петроградскую государственную консерваторию, где учился сначала по классу фортепиано, а затем — теории композиции и дирижерскому.

Уже в период учебы в консерватории Л.Я. Теплицкий дирижировал симфоническими оркестрами, сопровождающими показ немых фильмов. Сохранились многочисленные программы 1919 — нач. 1920-х гг. театров «Эрмитаж», «Люкс», «Гранд», а также Петроградской государственной филармонии, в которых демонстрировали немые фильмы в сопровождении симфонического оркестра под управлением Л.Я. Теплицкого. В Большом зале Петроградской государственной филармонии при демонстрации немого фильма «Интолеранс» в 1921 году численность симфонического оркестра под управлением Л.Я. Теплицкого составила 75 человек.

В 1926 году музыкант был направлен Наркомпросом РСФСР в США для выступлений на Международной сельскохозяйственной выставке в Филадельфии, а также, как писал сам Леопольд Яковлевич, «для изучения музыкальной кино-иллюстрации» к немому кино. О пребывании в США в фонде сохранились лишь краткие анкетные записи и фотографии, а в нотной библиотеке музыканта — издания, привезенные из Америки.

 Вернувшись в СССР в начале 1927 года, Л.Я. Теплицкий организовал в Ленинграде «Первый концертный джаз-банд». 28 апреля состоялось первое выступление джаз-банда на сцене Ленинградской государственной академической капеллы. Перед концертом музыковед и композитор И.М. Шиллингер прочел лекцию «Джаз-Банд и музыка будущего». В фонде Л.Я. Теплицкого хранится афиша выступления, а также периодическое издание Ленинградского Совета рабочих и крестьянских депутатов «Красная газета» от 30 апреля 1927 года с заметкой А.Н. Римского-Корсакова «Джаз-банд в Капелле». Андрей Николаевич Римский-Корсаков, музыковед, музыкальный критик, сын русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова, дал резко отрицательную оценку как самому выступлению, так и джазу в целом: «Джаз-банд пришелся как нельзя более по вкусу жирующего и фокстротирующего буржуазного общества послевоенной Европы… Сколько-нибудь культурный слушатель, пришедший на «концерт» джаз-банда не для того, чтобы «дрыгать переднею парою рук за невозможностью пустить в ход заднюю», должен испытывать нестерпимые муки, при виде того, как тупо искажаются ритмы, как варварски, словно топором обрубаются гармонии, как в угоду танцевальному «богу» приобретают характер бессмысленной пародии мелодии и созвучия, овеянные для нас поэзией и глубокой волнующей значимостью». В конце разгромной заметки критик вынужден был признать, что «в самом сочетании инструментальных тембров, им (джазом) используемых, нельзя отрицать известной подкупающей остроты», а «выступление недурно сыгравшегося «первого концертного джаз-банда» прошло с успехом у публики».

02

Джаз-банд под управлением Л.Я. теплицкого (во 2-м ряду в центре). г. Ленинград, 1927 г.  Автор съемки не установлен

Летом 1927 года «Первый концертный джаз-банд» в рамках турне по СССР выступил в Харькове, сохранились афиши выступлений на русском и украинском языках. Также в фонде музыканта отложилась программа концерта джаз-банда под управлением Л.Я. Теплицкого с участием певицы Коретти Арле-Тиц в Большом зале Ленинградской государственной академической филармонии 11 декабря 1927 года. Коретти Арле-Тиц, уроженка Мексики, эстрадная и джазовая певица, стала прототипом американской джазовой певицы в известном фильме Карена Шахназарова «Мы из джаза».

Одна из последних афиш джаз-банда, сохранившихся в фонде Л.Я. Теплицкого, – афиша концерта 25 марта 1928 года при участии певицы, актрисы Ленинградского театра сатиры Зинаиды Рикоми в Ленинградской государственной академической капелле.

 

В 1930 году Л.Я. Теплицкий был арестован и осужден по статье ст. 58-6 УК РСФСР (шпионаж), освобожден в ноябре 1932 года как ударник строительства Беломорско-Балтийского канала (реабилитирован посмертно в 1989 году) и «убыл в Ленинград», о чем свидетельствует справка отдела по исправительным делам МВД КАССР, выданная в 1989 году.

В начале 1933 года музыканта приняли на работу в ленинградский кинотеатр «Ударник» дирижером оркестра, но, вероятнее всего, Л.Я. Теплицкий не избежал поражения в правах и вскоре переехал в Петрозаводск. 1 июня 1933 года Леопольд Яковлевич в качестве главного дирижера возглавил Карельский республиканский симфонический оркестр (в разные периоды оркестр находился в ведении Радиокомитета, Карельской филармонии). 30 сентября того же года состоялся концерт объединенного симфонического оркестра под управлением Л.Я. Теплицкого с участием солиста Ленинградского государственного академического театра оперы и балета Бориса Матвеевича Фрейдкова. Афиша и программа концерта, а также статья ответственного редактора Карельского радиокомитета Станислава Витальевича Колосенка «Петрозаводский симфонический оркестр (о первом симфоническом концерте)» хранятся в фонде музыканта. Автор статьи отмечал, что «в самом городе мы имеем большого знатока этого дела и крепкого дирижера в лице тов. Теплицкого (дирижировавшего концертом)… С первого же номера оркестр зарекомендовал себя как хорошо сыгранный коллектив, сильный по звуку и оркестровке. Дирижировавший оркестром Теплицкий показал себя с самой благоприятной стороны. Четкость и уверенность, темперамент и крепкое знание своего дела обеспечили исполняемым произведениям яркую выразительность и находчивость».

В 1930-е годы Леопольд Яковлевич еще обращался к джазу, о чем свидетельствуют афиши и программы, представленные в фонде музыканта. Уже 27 февраля 1934 года в Карельском государственном театре состоялся, как гласила афиша, симфонический джаз-концерт американской музыки под управлением Л.Я. Теплицкого при участии артистов Ленинградской музкомедии. В примечании сказано, что «цены местам повышены». В газетной заметке под названием «Большой джаз-концерт» оркестр под управлением Л.Я. Теплицкого назван «расширенным симфо-джаз-оркестром». Концерт транслировался по радио. Безусловно, что наряду с первым симфоническим концертом симфонический джаз-концерт стал ярким событием в музыкальной культуре Карелии тех лет.

В 1936 году карельский симфонический оркестр принял участие в Первом всесоюзном радиофестивале народного творчества, за что дирижер был награжден именными часами, в 1937 году коллектив участвовал в Декаде карельского искусства в Ленинграде. Выступление оркестра прошло с успехом, за что музыканта наградили серебряным портсигаром. Леопольд Яковлевич возглавлял карельский симфонический оркестр с 1933-го по 1941-й и с 1948-го по 1955-й годы.

В 1936 году вместе с В.П. Гудковым Л.Я. Теплицкий участвовал в создании ансамбля «Кантеле», написав для коллектива ряд произведений, в том числе «Карельскую прелюдию», исполнение которой принесло ансамблю победу на Первом всесоюзном радиофестивале народного творчества в 1936 году. После смерти в 1942 году  В.П. Гудкова, Л.Я. Теплицкий, вернувшись в 1945 году из эвакуации в Петрозаводск, стал главным дирижером ансамбля. Он руководил ансамблем с 1945-го по 1948-й, с 1955-го по 1958-й годы. В фонде музыканта отложились многочисленные афиши и программы концертов и выступлений ансамбля «Кантеле» под руководством Л.Я. Теплицкого.

В архиве хранятся и нотные рукописи произведений композитора: «Сюита на карельские темы», «Увертюра-фантазия на карельские темы», торжественные марши, музыка к песням на слова А.А. Иванова «Папанину», А.И. Титова «Карелия, страна моя» и «Поморка», В.П. Гудкова «Грозный отпор». На нотной рукописи к песне на слова В.П. Гудкова «Грозный отпор» указана дата — 26 июня 1941 года.

С 1935 года Леопольд Яковлевич также преподавал музыкальную теорию и гармонию на музыкальном отделении Театрального училища, на базе которого в 1938 году было создано Петрозаводское музыкальное училище. В фонде Л.Я. Теплицкого есть фотография первого послевоенного выпуска Петрозаводского музыкального училища. В 1958 году Леопольд Яковлевич вышел на пенсию с должности главного дирижера ансамбля «Кантеле», но продолжил преподавать в Петрозаводском музыкальном училище, которое стало его последним местом работы.
Документы, хранящиеся в личном фонде композитора, отражают биографию, творчество и профессиональную деятельность Леопольда Яковлевича, а также являются источником для изучения истории советского джаза и музыкальной культуры Карелии 1930-1960-х годов.

03

Г.-Р.Н. Синисало и Л.Я. Теплицкий. [1950-е начало 1960-х гг.]
Место и автор съемки не установлены

В Национальном архиве Республики Карелия в личном фонде композитора Г.-Р.Н. Синисало, которому довелось учиться у Л.Я. Теплицкого и работать с ним, сохранились воспоминания о Леопольде Яковлевиче, составленные Гельмером Нестеровичем уже в 1980-е гг. Композитор вспоминал: «Познакомиться с Леопольдом Яковлевичем мне довелось в 1935 году при поступлении моем в Театрально-музыкальное училище, в котором он вел классы музыкальной теории и гармонии. Для нас, молодых тогда музыкантов, Леопольд Яковлевич казался очень требовательным, порой даже суровым педагогом. Но едва ли кому-либо из учившихся в его классе приходила мысль упрекнуть его в этом ни тогда, ни в особенности впоследствии. Наоборот, осталось чувство благодарности за прочные знания, за требовательность к себе, которую он привил. Надо сказать, что за дирижерским пультом он был не менее требователен, чем в учебном классе. Дирижируя огромным количеством концертов с самыми разнообразными программами, он всегда достигал хорошего строя оркестра, выразительного и осмысленного художественного исполнения».

К открытию в Национальном архиве Республики Карелия выставки, посвященной 125-летию Л.Я. Теплицкого, его дочь Галли Леопольдовна, проживающая в Москве, прислала свои воспоминания об отце. Вот небольшой отрывок из этих воспоминаний: «В присутствии папы нам было запрещено слушать пластинки с эстрадной музыкой, видимо, это было связано с его репрессивным прошлым, когда он полностью покончил с джазом. Но если у нас были гости – Пергамент, Синисало, они выпивали немного коньяка, шутили, рассказывали смешные анекдоты про музыкантов, то папу уговаривали сесть за пианино, и он импровизировал в джазовой обработке известные мелодии так, что можно было заслушаться. Я думаю, по таланту папа был близок к таким композиторам, как Дунаевский, Блантер, Фельцман и др., но не смог в силу независящих от него причин полностью раскрыть свой талант».

По прошествии многих десятилетий имя Л.Я. Теплицкого не забыто. Появился ряд публикаций о жизни и творчестве музыканта. В 2002 году международному фестивалю джазовой музыки «Звезды и мы», проводившемуся в Петрозаводске с 1986 года, было присвоено имя Леопольда Теплицкого, а в 2004 году на доме по пр. Ленина, где жил музыкант, установлена мемориальная доска.

Главный специалист Национального архива Республики Карелия  М.А. Змеевская

Опубликовано в интернет-журнале «Лицей»  11 марта 2015 г.

Top.Mail.Ru