Карху Семен Семенович родился в 1925 году в п. Калевала Калевальского района КАССР

01г.Мурманск. 1946 г. Автор съемки не установлен

«К тому времени как началась война, я окончил 7 классов в поселке Калевала. Кемь бомбили, слышны были взрывы. Нас хотели эвакуировать на Урал, но только посадили в поезд, как началась бомбежка. Мы разбежались кто куда. Когда все стихло, снова сели в вагоны. Ехали мы почти целый месяц. Приехали в Свердловскую область, начали учиться и работать. Кормили нас один раз в день. Я устроился на работу на лесопильный комбинат им. Куйбышева. В 17 лет стал мастером лесопильного цеха. А в 18 лет попал в армию. Из армии — на фронт.

Помню, нам выдали офицерскую новую форму и сказали, что отправляют под Москву в гвардейское минометное подразделение. Но только сели в вагоны, слышу — команда: «Карху Семен Семенович, выходи!». И меня сняли с поезда. Дали приказ поменяться одеждой с товарищем: я ему отдал свою новую форму, а он мне свою старую. И меня направили в зенитно-артиллерийское училище в городе Пенза, где я проучился почти целый год.

Я попал на фронт в июне 1944 года. Мы не знали до последнего, куда именно едем. Нас привезли в Лодейное Поле на р. Свирь, приказали рыть окопы и строить блиндажи. С этого для меня начались боевые действия на Карельском фронте.

02

 Карху С.С. выполняет упражнения в учебной части. Автор съемки не установлен

21 июня 1944 года, ровно в 8 часов утра, «Катюши» открыли огонь по противнику. Через 30 минут несколько самолетов бомбили финскую сторону, а еще через 40 минут 1600 орудий с нашей стороны начали обстрел противника. У меня такое представление тогда было, что там не только живого противника не останется, но даже ни одной мыши. Настолько сильный огонь был. Три с половиной часа шел бой. За всю историю Великой Отечественной войны это был самый продолжительный обстрел противника. К концу дня переправа через р. Свирь почти полностью перешла под контроль наших войск. Первые 11 человек, переправившиеся через р. Свирь, получили звание Героя Советского Союза.

Наш полк тоже переправился на ту сторону, и уже 25 июня мы оказались в Олонце. До Олонца мы дошли хорошо, но когда шли к Питкяранте, нас бомбили почти ежедневно.

Как-то мы стояли на поляне, и вдруг вечером видим самолет «рама» (немецкий самолет FW 189) на высоте примерно 4000 м, а мы могли стрелять до 3000 м, поэтому его не трогали. Рано утром нас увели за 3 км от этого места, и буквально через несколько часов началась сильнейшая бомбежка. От той поляны, где мы стояли накануне, остался котлован. Мы остались живы.

На следующий день был бой, в ходе которого мы сбили Юнкерс Ju 88, и я получил первую награду. Только меня удивляет, что не весь расчет наградили, а только меня.

03

[Петрозаводск]. 10 мая 2010 г. Автор съемки не установлен

4 июля мы освободили Питкяранту. Там произошел такой случай. Пехота легла, зенитчики поехали вперед и попали под минометный обстрел. Солдаты стали отходить в сторону, а мы с товарищем остались у орудия. Когда обстрел кончился, командир батареи спросил: «Почему вы не побежали?» Мы объяснили, что не хотели оружие бросать. После этого нам объявили благодарность.

После освобождения Питкяранты нас отправили в Петрозаводск на охрану аэропорта, а спустя месяц на Кандалакшское направление.

Там шли серьезные бои.
Населения во многих деревнях вообще не было. Нашу батарею обстреляла группа разведчиков-немцев. Наш командир взвода схватил автомат. Говорит: «Карху, Титков! Со мной! Бегом! Марш!». И мы побежали, видели где-то далеко кусты мелькают, постреляли немного: попали — не попали, не знаю, но главное, что все ушло.

Но за это время был ранен солдат Измаилов, он наступил на мину. Приняли решение его эвакуировать, положили на дерево и понесли в госпиталь, но он умер по пути от потери крови.

Дальше мы поехали на финскую границу. В районе города Миккели вышли к маленькой церкви, в которой был установлен пулемет. И нам пришлось отстреливаться. Когда вошли в церковь, то увидели там двоих немцев. В одном из боев сбили еще два самолета.

Когда война на Севере окончилась нам всем вручили медали «За оборону Советского Заполярья». Так завершился мой боевой путь».

Интервью с ветераном Великой Отечественной войны осуществлено при содействии сотрудников Военного комиссариата Республики Карелия.

Top.Mail.Ru