Печать

Проект «Человек и война». Встреча в Музее жертв фашизма

. Публикация Апрель 2014

11 апреля 2014 г. ведущий специалист отдела аналитической и организационно-методической работы Национального архива РК Брыгина М.Д. приняла участие в научно-практической конференции на тему «2014 год - год 70-летия освобождения всей территории бывшего СССР от фашистских захватчиков, в том числе, освобождение узников из концлагерей на этой территории (Карелия, Прибалтика, Белоруссия, Украина)».

Конференция состоялась в Музее жертв фашизма им. М. Кольбе. Прозвучали доклады школьников, студентов, преподавателей Петрозаводского государственного университета, бывшие узники концлагерей Костенко Н.И., Заборская З.В., Бордановский В.Л. поделились воспоминаниями о времени нахождения в концлагерях уничтожения.
Об истории Музея жертв фашизма, о представленной экспозиции рассказал узник концлагеря «Озаричи», устроенного фашистами на территории Белоруссии, ветеран труда, директор музея В. Л. Бордановский. Владимир Леонтьевич рассказал, что петрозаводский Музей жертв фашизма является единственным музеем жертв фашизма в нашей стране. Музей носит имя узника «Освенцима» Максимиллиана Кольбе. Ради спасения жизни сокамерника, отца большого семейства, М. Кольбе, жертвуя собой, отправился в камеру смерти. 14 августа 1941 года его не стало. В 1982 году решением Папы Римского Иоанном Павлом II М. Кольбе был причислен к Лику Святых.

Музей жертв фашизма был открыт в Петрозаводске в канун 60-летия Победы над Германией. Основатель музея — Мизко Вадим Николаевич. В 15-летнем возрасте Вадима Николаевича насильно вывезли в Германию, как политического заключенного (его отец был партизаном, расстрелян в 1942 г.). Так он стал малолетним узником сначала концлагеря смерти Заксенхаузенг, затем Бухенвальд и Дора. Находясь в концлагере, Вадим Николаевич дал себе клятву, что если останется жив, то найдет способ рассказать людям, какие зверства творились фашистами. Воплощением этой клятвы стал Музей, который с 2006 г. возглавляет Бордановский В.Л.

Основная часть экспозиции музея — это уникальные документы и фотографии из архивов бывших фашистских концлагерей: карты, имена и фотографии палачей (Олендорф, Вест, Мюллер, Кальтенбруннер) и их жертв. Отдельные экспозиции посвящены ужасам холокоста и финским лагерям в Петрозаводске. В музее представлены самые страшные по своим зверствам концлагеря — Дора, Освенцим, Заксенхаузенг, Ровенбрюк, Штутгоф, Дахау, Бухенвальд. В общей сложности в концлагерях уничтожено более 11 миллионов узников всех национальностей, в том числе, более 7 миллионов — граждан Советского Союза.

14 апреля В. Л. Бордановский передал в архив свои воспоминания о страшных месяцах, проведенных в лагере смерти «Озаричи». Вот фрагмент воспоминаний Владимира Леонтьевича (в 1943 г., когда он попал в концлагерь, ему было 6 лет):
«...Концлагерь «Озаричи» представлял собой ничем не оборудованную редколесную заболоченную территорию, обнесенную колючей проволокой. Подходы были заминированы, вокруг стояли пулеметный вышки с охраной. Люди размещались на земле. Никаких построек, источников водоснабжения... не было. Строить шалаши, разводить костры категорически запрещалось. Людей ничем не кормили, не давали воды. За малейший протест — расстрел. Каждый день, а тем более ночь, уносили тысячи человеческих жизней. Мертвых не хоронили, они оставались среди живых. К началу марта 1944 г. гитлеровцы согнали сюда более 50 тыс. нетрудоспособного населения Гомельской, Могилевской, Полеской областей Белоруссии, а так же Смоленской, Брянской, Орловской областей России... Отгородившись от наступающей Красной Армии огромной живой массой людей, фашисты преследовали зловещую цель: заразить узников сыпным тифом и распространить эпидемию в передовых частях Красной Армии...Это они исполняли с особым усердием... Понадобились огромные усилия медиков, чтобы локализовать тиф... Была проведена полная санитарная обработка освобожденных. Для ликвидации эпидемии Совнаркомом СССР под руководством Наркома Здравоохранения СССР Митеева Г.А. было развернуто 11 военно-полевых госпиталей, 12 санитарных постов...

В середине марта 1944 г. войска 65-ой армии 1-го Белорусского фронта освободили из Озарического концлагеря 33 480 человек, из них 15 960 детей в возрасте до 13 лет. Обессилевших и больных узников солдаты эвакуировали на носилках, детей выносили на руках, а тех, кто держался на ногах, саперы выводили цепочкой по узким проходам, расчищенным от мин. Брат, вместе с которым я провел в концлагере почти полгода, рассказал потом, как он с большим трудом вынес меня. После острых приступов малярии я не подавал признаков жизни. Медики взяли меня с рук брата, и без всяких гарантий на выживание оставили в госпитале... Мне повезло, так как смерть отступила. Но спасти удавалось не всех освобожденных. Люди умирали в госпиталях, умирали, вернувшись домой... От голода, холода и болезней в «Озаричи» умерло более 20 000 человек...

В январе 1946 г. в Минске состоялся суд над виновными в гибели тысяч людей гитлеровскими преступниками. Среди них был генерал-лейтенант Рихерт Иоганн Георг - командир 286-ой охранной, затем 35-ой пехотной дивизии. Следствие представило суду доказательства того, что Рихерт был непосредственным организатором лагеря смерти для гражданского населения у поселка Озаричи. Суд приговорил его к смертной казни...».

Владимир Леонтьевич завершает свои воспоминания фразой: «...смерть одного, или всей верхушки гитлеровского окружения не может утешить или заглушить боль и страдания человека, семьи, целой деревни, города, боль всего Белорусского народа, так как в той страшной войне погиб каждый третий житель Республики Белорусь».

Анкета и видеозапись с воспоминаниями Владимира Леонтьевича останутся в Национальном архиве на постоянном государственном хранении.

Top.Mail.Ru