“А не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма Шекспира?..»
(Из истории становления советского театрального искусства в Карелии)

С приходом Советской власти классические традиции театра были поставлены на службу социалистической революции, ее идейным и просветительским задачам. Напомним, что до той поры театр большинству населения России был просто недоступен.

Именно после Октябрьской революции при промышленных предприятиях повсеместно начали организовываться театральные кружки и студии, где в качестве актеров выступали рабочие, комсомольцы.

Не зря в заголовок мы вывели цитату из фильма Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля»: самодеятельные театральные коллективы, подобные тем, в котором играли Юрий Деточкин и следователь Подберезовиков, стали популярны задолго до выхода на экраны этого любимого многими фильма. Какими они были, эти небольшие труппы, можно представить, листая страницы архивных документов Национального архива Республики Карелия.

“Днем – за станком, вечером – на сцене” - этот лозунг в 1920-е годы привел на большую сцену многих тогдашних самодеятельных актеров. Это было время перемен. В Петрозаводске на стройках, предприятиях, в студенческой сфере массово возникали агитбригады – небольшие профессиональные или самодеятельные театральные коллективы. Их репертуар основывался на злободневном материале - это были драматические, музыкальные и хереографические миниатюры, получившие название живгазеты. Музыку к выступлениям писал молодой Рувим Пергамент, впоследствии известный карельский композитор, скрипач и дирижер. В числе наиболее известных постановок были спектакли о жизни комсомольцев “Кремешки”, “Зорька”, отрывок из произведения В.Иванова “Бронепоезд 14-69”, повествующий о борьбе партизан с белогвардейцами в годы гражданской войны. Актерское мастерство хромало, но задорные и юморные постановки пользовались большим успехом: публика ценила молодежные спектакли за то, что в них рассказывалось о местной, хорошо знакомой им жизни.

В 1927 году в Петрозаводске возникла рабочая театральная мастерская (РАТЕМАС), объединившая около 30 человек, в основном молодых рабочих. РАТЕМАС родился буквально на улице: его первое организационное собрание 15 августа 1927 года состоялось во дворе театра “Триумф”. Никто из сотрудников мастерской заработной платы не получал, за исключением руководителей. В 1929 году РАТЕМАС был реорганизован в ТРАМ – Театр рабочей молодежи. В трамовских спектаклях политическая заостренность проблематики сочеталась с поиском новых сценических форм: большую роль играла музыка, пантомима, прямое обращение актеров к залу.

Оригинальность сюжетов, которые мы можем найти в постановках 20-30-х годов, заставляет иной раз улыбнуться. Вот один из них: постановка В. Владимирова к 8 марта 1927 года “Старый быт-новым бит”-однократная опера-буфф для крестьянского театра на музыку Н.Снельмана. Читаем его описание в архивных материалах: “Спящего деревенского кулака дразнят комсомольцы. Тот, обозленный, пробуждается и у пришедшего попа “за трешку” просит совета, как отвадить молодежь гулять под окнами его дочери Груши. Поп просит выпивки и после нее шепчет совет Сысою. На их сговор приходит Груша и ее подруги: она чует недоброе в злом хохоте отца и попа, совет которого заключается в предложении немедля выдать замуж Грушу. Жених сразу подвертывается в лице пьяного самогонщика Емельки. Пьянчуге девка нравится, причем оценивает он ее, как скотину. Спрятавшись, комсомольцы решают помочь девушке и спешат за Ванюшей, который любит ее. Ванюша – комсомолец приходит и, припугнув попа и кулака за насилие над женщиной, зовет Грушу на свободный по любви брак в Совете, на что она всей душой согласна. Озлобленные кулак и поп отстают, причем и поп решает переменить свое невыгодное ремесло на более ходкое сапожное дело.”

Это был актуальный театр. Стремление молодежи активно вмешиваться в дела производства, пропагандировать его передовиков, давать бой лодырям, помогать делу строительства социализма составляло сильную сторону трамовского движения, его основу.

Значение деятельности рабочих театров было прежде всего в том, что они показали мощный порыв молодежи 1920-х гг. к духовному творчеству, тягу пока еще недостаточно образованных слоев общества к искусству.

Иллюстрации:
1."Лавочка мира" - живая газета "Стройка" при клубе строителей. Петрозаводск. 1931 г.
2."Пирамида - Авио-песня" - живая газета "Стройка" при клубе строителей. Петрозаводск. 1931 г.

 

Ведущий специалист Национального архива
Республики Карелия
Л.С. Муха

Опубликовано в газете "Курьер Карелии", 27 марта 2009 г.

 

Top.Mail.Ru