«Игры, основанные на случае...» - местная власть и игорный бизнес в Олонецкой губернии

В настоящее время в общественно-политической жизни страны идет обсуждение вопроса о регулировании игорного бизнеса. Власти и общественные организации направляют свои усилия на то, чтобы сделать его развитие более контролируемым, ограничить известный вред, наносимый им общественным ценностям и интересам.
Между тем, вопросы, поднимаемые сейчас, не новы и имеют аналогию в истории. Еще в XIX веке власть пыталась найти решение, которое позволило бы снизить ущерб для общества от азартных игр. В фондах Национального архива Республики Карелия отложилось дело Олонецкого губернского правления, документы которого содержат сведения о проблеме, вставшей перед властями Олонецкой губернии более ста двадцати лет назад.

В 1880-х годах в трактирах уездных городов губернии была распространена игра под названием бикс - вариант бильярда с наклонной доской. При помощи кия игрок, запускал шарик по желобу, проходящему по краю игрального стола снизу вверх и старался попасть в расположенные по скату лунки, отгороженные друг от друга шпильками. Над одной или над несколькими лунками висел колокольчик. Выигрыш зависел от того, в какую лунку попадет игрок и заденет ли он колокольчик, а также в попадании шарика в одно из нумерованных отделений внизу доски. В чем-то эта игра была схожа с современным пинболом. Биксы изготавливались в Санкт-Петербурге и различались по виду, расположению лунок, форме шарика.

Мужская часть населения городов быстро заинтересовалась этой игрой так, что она стала представлять собой характер повального увлечения. В бикс играли не только городские жители, но и крестьяне, и сезонные рабочие, приезжавшие в города. Видя, что в нее вовлекаются все большие и большие слои населения, Пудожская земская управа 30 октября 1881 г. обратилась к олонецкому губернатору с прошением о запрещении игры в бикс в трактирах и представила в доказательство ее вреда журнал заседания Пудожского земского собрания, в котором были записаны слова председателя земской управы В.И. Борисова, заявлявшего: «... В настоящее время в городе Пудоже, имеющем всего до 1100 жителей, кроме питейных заведений находятся 3 трактира, которые хуже кабаков, эти последние по-крайней мере закрываются в праздничные дни до окончания обедни, а также во время крестных ходов, но трактиры всегда открыты и в них не смотря ни на какой праздник, с утра до вечера идет пьянство, а что всего губительнее в трактирах находится бикс. На этих биксах играют тоже постоянно и многие играющие проигрываются совершенно, не говоря о деньгах и более ценных вещах, проигрывают даже платье и обувь. Эта игра, где всякий может играть, так как ставка бывает от одной копейки до нескольких рублей, завлекает и втягивает играющих, которые проигрывают кроме денег даже скот и с себя платье и обувь разоряются, и вследствие сего не в состоянии платить податей и повинностей. Игра на биксе, кроме нескольких лиц, умело или счастливо играющих, приносит пользу только одним содержателям трактиров...».

К прошению Пудожской управы присоединилось и Вытегорское мещанское общество, считающее, что за игрой в бикс: «...без пользы тратится людьми рабочее время, чрез это они привыкают (особенно молодые) к лености и в последствии оказываются ни к чему ни пригодны, ...при игре на биксе постоянно бывает крик, брань, сквернословие, а иногда и драки...», а мещанский староста приводил пример одного из жителей Вытегры, который по причине ссоры при игре на биксе в трактире купца Шаркова был доставлен полицейскими служителями в арестантскую, и впоследствии умер, оставив беременную жену и двухлетнюю дочь. Мать этого обывателя обвиняла в смерти сына существование игры в бикс.

Конечно, не все жители города, выступали против биксов. Так, товарищ городского головы Вытегры почетный гражданин Манин, которому принадлежал один из трактиров с биксом, считал, что мещанское общество выступило за их запрет с подачи мещанского старосты, имевшего к нему личную неприязнь. Запрещение же биксов, доказывал он, вызвало бы только упадок торговли в городах, и усиление пьянства и буйства, «в кабаках, да на частных вечеринках, столь распространенных в Олонецкой губернии, и сопряженных еще для лиц простого звания с известным развратом...». Сам же вред биксов, по его мнению, преувеличивался, тем более, что игра на биксе в его заведении велась на результат партии, а не на очки, да и выигрыш перераспределялся между самими игроками — за игру на биксе владельцу трактира не платили, а содержался он для привлечения в трактир публики. Наоборот же, при запрете биксов, игра в азартные игры будет продолжаться, но уже на частных квартирах в орлянку, но при этом следить за этими играми не смогут ни полиция, ни мещанские старосты. Такого же мнения придерживался и уездный исправник.
В связи с наличием активных сторонников и противников биксов, Олонецкое губернское правление по распоряжению губернатора предписало младшему чиновнику особых поручений при олонецком губернаторе Михаилу Александровичу Пиге дать заключение по данному вопросу, осмотрев биксы в городе Пудоже и Вытегре. Пиге осмотрел столы для игры, ознакомился с правилами игры и опросил свидетелей. Примечательно, что некоторые игроки сами признавали вред биксов, считая, что «игра эта чрезвычайно завлекательная, иной раз из-за нее бросаешь и работу», «при игре много денег тратится на вино». В своем рапорте чиновник сделал вывод, что «игра на биксе с лунками допускает применение ловкости, искусства, но весьма незначительного..» и должна быть отнесена к категории игр, предусмотренных Уставом о пресечении и предупреждении преступлений издания 1876 г., которым запрещается «картами или иными чем играть игры, основанные на случае».

Ознакомившись с рапортом М.А. Пиге, Олонецкое губернское правление 16 марта 1882 г. постановило признать игру на биксе вредной и запретить, и к маю 1882 г. биксы в трактирах городов и уездов губернии были ликвидированы.

Купец Иван Михайлович Манин с этим решением не согласился и подал жалобу в Сенат, считая, что игру на биксе можно причислить не к азартным играм, а к разрешенным бильярдным, так как и в тех, и в других требуется умение.

Но Сенат не счел доводы купца основательными и указом от 7 декабря 1883 г. решил вопрос окончательно в пользу олонецких властей, разъясняя, что по удостоверению Министерства внутренних дел игра на биксе была отнесена к разряду азартных, и еще в 1864 г. была запрещена во всех заведений, имеющих трактирное устройство.

Таким образом, российское общество конца XIX и начала XXI сталкивалось подчас с одинаковыми проблемами, например, что делать с укрепившимися в быту населения азартными играми в бикс или с одинаковыми с ними по сути современными игровыми автоматами. Местные и центральные власти России в конце XIX века решали проблему деятельности биксов для себя одинаково - методом полного их уничтожения. Какое решение в окончательном итоге будет принято нынешними властями в отношении игорного бизнеса — запрещения или разумного ограничения его деятельности покажет время.

Ведущий специалист отдела НСА
Национального архива Республики Карелия
А.С. Соколов
Опубликовано в газете «ТВР-Панорама», 1 июля 2009 г.

Top.Mail.Ru