"Многие победы театра связаны с ее именем..."

27 марта — Международный день театра. В этот день уместно вспомнить тех, кто прожил жизнь в искусстве, кто внес огромный творческий вклад в историю карельского театра. Среди них — Елизавета Степановна Томберг, 100 лет со дня рождения которой исполнилось в этом году. Имя знаменитой советской карельской актрисы тесно связано с историей Национального театра РК. В течение почти полувека на сцене ею сыграно более ста ролей в спектаклях русской, финской и зарубежной классики.

Елизавета Степановна Томберг родилась 28 (по старому стилю 15) января 1909 года в селе Войскорово, ныне Тосненский район Ленинградской области в крестьянской семье. Интересно, что высокое мастерство актрисы имело своим истоком небольшую площадку-сцену во Всеволожском сельхозтехникуме, в котором она училась после школы. После пожара 1927 года, уничтожившего главный корпус техникума, кружки, в т.ч. драматический, занимались в помещениях скотного двора. Площадку оборудовали сами студенты. Но увлеченность участников кружка помогала им забыть обо всех неудобствах. В Национальном архиве РК хранится черновик письма Елизаветы Степановны в редакцию газеты «Невская заря» в марте 1968 г. (само письмо опубликовано в номере от 8 марта), в котором она вспоминает о годах, проведенных в техникуме: «Драматический кружок был у нас довольно сильный. Мы выезжали на областные смотры в Ленинград. Показывали пьесу финского классика А.Киви «Обручение» и комедийную пьесу с песнями «На Аавасакса». Поскольку наш техникум в то время назывался Финским сельхозтехникумом, то все кружки работали на финском языке. Мы часто выезжали с пьесами в село Колтуши, в Токсово, где нас принимали радушно и тепло».

После окончания Всеволожского сельскохозяйственного техникума, Лиза Томберг работала агрономом в Рябовской сельскохозяйственной коммуне Ленинградской области. Но ее любовью и судьбою был театр. И в августе 1932 г. Е.С.Томберг впервые переступила театральный порог. Попытка оказалась удачной. Руководство Финского драматического театра в Ленинграде пригласило ее для собеседования, после чего она была принята в труппу. Первой ролью стала Ева в спектакле по пьесе А.Киви "Обручение". Шесть лет работы в Ленинграде стали годами обучения и постижения актерского мастерства. В это же время молодая актриса получает театральное образование в Ленинградском институте повышения квалификации работников искусств. В 1940 г. Е.С.Томберг приходит работать в Государственный Финский драматический театр в Петрозаводске. Первой ее ролью на петрозаводской сцене была роль игуменьи Мелании в горьковском «Егоре Булычеве». Спектакль ставил Степан Котсолайнен, талантливый режиссер, погибший в первые недели войны. Он увидел в молодой актрисе, игравшей до этого преимущественно комедийные роли, возможности для воплощения сложного и отнюдь не комедийного характера настоятельницы женского монастыря.

Вскоре началась война, и Елизавета Томберг, как актриса фронтовой театральной бригады, вместе с другими актерами выступала перед бойцами Карельского фронта и в партизанских отрядах, в госпиталях, в колхозах прифронтовой полосы. После войны актриса продолжала работать в Финском драматическом театре.

Труд Е.С.Томберг был отмечен высокими наградами. Уже в 1947 году она была удостоена звания заслуженной артистки республики. Самым значительным событием театральной жизни Карелии первых послевоенных лет явился спектакль "Ветер с юга", по одноименной повести Эльмара Грина. За постановку "Ветра с юга" в 1950 году режиссер Вальтер Суни и артисты Тойво Ланкинен и Елизавета Томберг были удостоены Государственной премии СССР. В 1957 году Е.С.Томберг получила звание народной артистки РСФСР. И, наконец, в 1959 году ей, первой в Карелии, присваивается звание народной артистки СССР — звание самое высокое, какого мог быть удостоен советский актер. В 1972 году за постановку пьесы «Примешь ли меня, земля карельская?» автор пьесы Антти Тимонен, режиссер Тойво Хайми, актеры Елизавета Томберг и Пекка Микшиев были удостоены Государственной премии РСФСР имени К.С.Станиславского.

Е.С.Томберг, несмотря на свою занятость в театре, активно участвовала и в общественной жизни. В 1962 году она была избрана депутатом Верховного Совета СССР, избиралась членом пленума Всероссийского театрального общества, а в 1973 году, в дни празднования 270-летия со дня основания Петрозаводска ей было присвоено звание Почетного гражданина города. В 1978 году по предложению коллектива театра города Оулу, поддержанного другими театрами Финляндии, Е.С.Томберг была удостоена звания "Почетный член Союза актеров Финляндии".

Актриса создала целый ряд женских образов, но своими этапными работами называла, например, роль Майи ("На сплавной реке"), которая стала одной из самых главных на творческом пути актрисы, принесла ей заслуженный успех; роль Эльзы ("Ветер с юга"), игуменьи Меланьи ("Егор Булычев"), фру Бон ("Люди с Дангора"), Марии Львовны ("Беспокойная старость"), Анны Ивановны Лисицыной ("Бессмертные звезды"), Мелание ("Примешь ли меня, земля карельская?"). Характеры персонажей, сыгранных Е.С.Томберг, бесконечно разнообразны. Знаковой для актрисы стала роль Вассы Железновой в одноименном спектакле по пьесе М. Горького. Впервые в роли Вассы Железновой актриса выступила на гастролях театра в Москве в 1951 году. Созданный ею образ Вассы определил в дальнейшем успех «финской Вассы» - хозяйки Нискавуори в пьесе Вуолийоки «Женщины Нискавуори», которую театр поставил в 1956 году, первым в СССР. Роль хозяйки Нискавуори она сыграла с такой же силой и убедительностью, как и роль Вассы. Е.С.Томберг относилась к такому типу актрис, которому подвластны роли лирического плана, комедийные и трагические. Она была правдива и убедительна в ролях психологического плана, в юмористических и в эксцентрических, таких, как Дунька в пьесе Тренева "Любовь Яровая", Анна Андреевна из "Ревизора".

В одной из статей о творчестве Е.Томберг автор пишет о том, как в дни декады карельского искусства и литературы в Москве ему довелось слышать отзывы двух известных столичных критиков и театроведов о спектаклях Финского театра. «Один смотрел «Сельские сапожники» Алексиса Киви, другой - «Люди из Дангора» Мартина Андерсена-Нексе. Один говорил о том, что театр имеет в своей труппе блистательную комедийную актрису, другой — что есть в этой труппе артистка, которую охотно пригласил бы любой режиссер, задумавший ставить трагедийный спектакль. Оба говорили об одной и той же актрисе — о Елизавете Степановне Томберг. И оба они были правы... Томберг одинаково убедительна и в жизнерадостной комедии, и в бытовой драме, и в глубокой социальной трагедии».

«Каждый театр был бы счастлив видеть на своей сцене такую замечательную актрису, как Елизавета Томберг». Эти слова принадлежат старейшему режиссеру и актеру Советской Латвии Амтман-Бриедиту. Он сказал их, увидев спектакль «Люди с Дангора», показанный в 1956 году в Риге, на открытии «Прибалтийской театральной весны» - своеобразного фестиваля театров Прибалтики, на который был приглашен наш Финский Драматический театр.

Суло Александрович Туорила, муж актрисы, который был главным режиссером Финского драматического театра, поставившим более 20 спектаклей, в своей книге «На жизненном пути» писал: «Лиза из тех счастливых актрис, которые, придя в театр, сразу начали свой творческий путь с успехов. Это не значит, что она избавлена от мук творчества. Скорее наоборот. Она буквально впадает в отчаяние, когда что-то, по ее мнению, не получается. Сомнения заставляют долго и мучительно анализировать сделанное. К счастью, такое у нее бывает редко. Почти всегда она схватывает образ сразу и начинает над ним работать, оттачивая до малейших деталей... Это актриса эмоциональная в полном значении слова, и ее воздействие на зрителя настолько сильно, что он целиком находится в ее власти... Таких актрис немного, и Финский театр может гордиться тем, что Лиза Томберг творит в его стенах. Многие победы театра связаны с ее именем».

 

Ведущий специалист Национального архива РК
Т.Н. Петрова

Опубликовано в газете «Карелия», 2 апреля 2009 г.