Наводнение в городе Петрозаводске в 1800 г.     

Событие, о котором пойдет речь, произошло в нашем городе 200 лет назад - в августе 1800 г. Река Лососинка, вообще-то не очень многоводная, хотя и отличающаяся быстрым течением, в это время года пересыхает настолько, что превращается в быстро текущий, но совершенно безобидный ручей. При виде его никому не придет в голову, что такая маленькая речка может быть причиной опасного наводнения. Наводнения в нашем городе случались и ранее, хотя и не такие разрушительные. По крайней мере, о двух наводнениях, причиной которых была эта река, сохранились упоминания в документах архива.

Известно, что река Лососинка питается водами двух озер, близко расположенных от г. Петрозаводска - Лососинного и Машезера. В октябре 1787 г. "зюйдовым" ветром эти озера были "приведены в такое волнение", что "причинили: великое наводнение, которое было причиною не малого вреда при новой свирильной", то есть нанесло урон цеху Александровского завода, где производилось сверление пушечных стволов. Никаких других бед тогдашнее наводнение не принесло. Поскольку озера оказались переполнены водой, в январе 1788 г. начальник заводов Гаскойн принял решение выпустить воду из озер, "чтобы впредь из оных течение в речку Лососинку было обыкновенное и чтобы при будущем весною разливе не могло от большого оной количества сделать при заводе никакого повреждения".

В 1794 г. случилось новое наводнение. В ночь с 23 на 24 августа "от шедшего чрезвычайного дождя в реке Лососинке сделалось великое наводнение, так что вода, текущая сверху сей реки с величайшим стремлением чрез состоящие на оной казенные заводы, у последнего, близ озера Онега находящегося медиплавиленного завода, повредило оною плотину в трех местах". (Медеплавильный завод, о котором идет речь, находился примерно напротив того места, где в наши дни находится туркомплекс "Карелия".) Промыв плотину, вода снесла находившуюся позади плотины возле плавильной фабрики угольную кучу. Собранные по тревоге люди сумели открыть запоры в прорезе плотины и выпустили воду, благодаря чему опасность других разрушений была ликвидирована.

Как свидетельствует современник, в 1800 г. начиная с середины июля в Петрозаводске шли проливные дожди. Озера, питающие Лососинку, были переполнены, и "Лососинка из скромного журчащего ручья превратилась в сердитую реку, стремившуюся с страшным шумом по каменьям". Дожди продолжались беспрерывно до 15 августа. (Числа приводятся по старому летосчислению, для перевода на теперешнее необходимо прибавить 11 дней.) В этот день руководители Александровского завода обратили внимание на то, что вода в бассейне перед заводской плотиной поднялась на три фута (немногим менее одного метра) и продолжает стремительно прибывать.

Чтобы читатель мог представить себе происходящее, следует немного вернуться в прошлое. Еще с 1703 г. воды р. Лососинки использовались для приведения в действие машин и механизмов всех заводов, а также мукомольных и лесопильных мельниц, расположенных на ее берегах. Тогда же на озерах Машезере и Лососинном были сооружены плотины "для удержания запасной воды". В 1774 г. на левом (северном) берегу Лососинки построили Александровский пушечный (теперь это Онежский тракторный) завод. Русло реки в районе завода проходило тогда почти параллельно и несколько ниже теперешней Казарменской улицы. Для нужд завода была возведена большая плотина, перегородившая реку в том месте, где сейчас проходит дорога от завода к улице Калинина. Плотина имела длину в основании 65 сажен, а вверху 180 сажен, ширина внизу составляла 20, внизу 15 сажен, высота плотины - 6 сажен (сажень равна примерно 2,13 м). В результате перед плотиной (это приблизительно территория нынешнего стадиона "Спартак") образовался обширный бассейн. Этот-то бассейн и стал переполняться водой, грозящей прорывом плотины.

Дождь не переставал, вода в бассейне прибывала каждый час на два дюйма. Управляющий заводом Полторацкий собрал "весь народ" и пытался "глиной и навозом" поднять плотину. Однако это был напрасный труд. Вода прибывала быстрее, чем росла плотина. И тогда Полторацкий принял решение, было это в 11 часов утра 15 августа, "сделать отверстие" в северо-западной стороне берега там, где находились сараи с запасами руды. Получился как бы отводной канал, по которому вода могла протекать, минуя плотину. Но и это не помогло.

В 9 часов вечера "средина плотины сдалась", и масса воды с илом, песком и глиной шумным потоком устремилась на территорию завода, заливая цеха и другие заводские постройки. Создалась реальная угроза всему заводскому строению. Работы по прорытию отводного канала были ускорены, и вскоре вода, промыв "сажен на двадцать ширины и сажен на пять глубины" отводной канал, "взяла свой ход чрез рудяные сараи, подмывая оные снесло, и речка Лососинка возымела совсем другое течение". Произошло это "в девятом часу поутру" 16 августа. Воды Лососинки через прорытый канал устремились в издавна существовавшую здесь котловину, известную в XVIII веке как "Лобановская яма", и промыли совершенно новое русло, которым река Лососинка течет и в наши дни.

После 16 августа дожди прекратились. В Петрозаводске установилась сухая, теплая погода. Лососинка постепенно успокоилась.

Однако наводнение нанесло серьезный урон Александровскому заводу, и не ему одному. Вода промыла заводскую плотину в длину на 75 сажен, снесла сараи с запасами руды, известкового камня, приемную избу, где принимались привозимые на завод руда, уголь и другие материалы. От наводнения пострадал завод жестяной посуды (правда, в это время он уже не действовал), некогда принадлежавший французам Бараллу, Шанонию и Фуллону, а теперь "находящийся в секвестре", то есть забранный в казну за долги. Здесь "до подошвы" смыло плотину, смыло мост через Лососинку, "смыло до подошвы и снесло" стальную фабрику (цех, где производилась сталь), подмыло и разрушило несколько жилых помещений (как сказано в документе, "восемь покоев с восемью кирпичными печами"), снесло правый бок находящейся здесь же пильной мельницы. Заводу принадлежала пристань на Онеге - часть ее также оказалась сломанной. Разрушениям подверглись и некоторые строения на Петровском медеплавильном заводе.

Но наибольший ущерб наводнение нанесло Александровскому заводу. Была разрушена кирпичная стена между обжигальной фабрикой и фабрикой для литья снарядов, снесло деревянный забор между плющильной и слесарной фабриками, были разбиты стекла в окнах в большинстве цехов, многие помещения оказались засыпанными песком и илом. Однако благодаря принятым мерам удалось избежать более серьезных последствий наводнения. Как доносил Полторацкий, "в сем отчаянном состоянии сохранение завода зависело единственно от отводу воды". Заводские мастеровые, служащие и вообще весь персонал завода работали без перерыва более 40 часов "без всякой пищи и отдохновения: Всякий не щадил своей жизни и кидался в опасность". Благодаря своевременно принятым мерам все основные цеха и машины удалось сохранить. И все же ущерб оказался огромным. Горный начальник Карл Гаскойн определил, что починка плотины и повреждений в самом заводе обойдется казне в 80 118 руб. В связи с этим он предложил не восстанавливать старую Александровскую плотину, а построить выше по реке Лососинке новую плотину, от которой проложить деревянный ларь, по которому вода пойдет в завод. Это предложение было затем утверждено Берг-коллегией.

Так в нашем городе появилась новая плотина, получившая название Лобановской, остатки которой существуют и теперь. А на месте, где еще 200 лет назад был обширный водоем, по которому можно было кататься на лодках и где горожане ловили рыбу, располагается сейчас стадион и зеленая поляна, на которой в редкие для нашего города солнечные дни любят загорать петрозаводчане.

Генделев Давид Захарович, ст. научный сотрудник
Национального архива Республики Карелия
2002 г.

Top.Mail.Ru