Питкярантский район

12 марта 1940 г. по мирному договору, подписанному между СССР и Финляндией, Карельский перешеек, а также западное и северное Приладожье отошли к Советскому Союзу и были включены в состав Карелии.
В апреле 1940 г. восстановлена бумажная фабрика «Ляскеля».
Весной 1940 г. началось восстановление целлюлозного завода «Питкяранта». В июле 1941 г. завод эвакуирован в глубь страны.
9 июля 1940 г. образован Питкярантский район.
В 1940 г. созданы племсовхоз «Салми», Салминская механизированная колонна № 9, Салминский леспромхоз, Ляскельский лесозавод.
26 сентября 1940 г. населенный пункт Питкяранта преобразован в город.
В 1941 г. создан целлюлозно-бумажный комбинат «Харлу».
С 30/31 июля 1941 г. по 10 июля 1944 г. территория Питкярантского района была оккупирована немецко-финскими войсками.
30 декабря 1944 г. центр Питкярантского района перенесен из рабочего поселка Салми в поселок Импилахти. Поселок Импилахти преобразован в рабочий поселок.
В 1945 г. создан совхоз «Харлу».
В конце 1945 г. на комбинате «Харлу» досрочно стали работать все три машины бумажной фабрики общей мощностью 10 тыс. т бумаги в год. К этому же времени заканчились восстановительные работы на бумажной фабрике «Ляскеля».
7 июля 1947 г. восстановлен целлюлозный завод «Питкяранта» - флагман целлюлозно-бумажной промышленности. На втором году работы предприятие впервые в СССР выработало конденсаторную целлюлозу. Вскоре также впервые в СССР была отработана технология производства кордной целлюлозы, идущей на изготовление автомобильных покрышек.
29 февраля 1952 г. центр Питкярантского района перенесен из рабочего поселка Импилахти в город Питкяранта.
В 1953 г. создана Импилахтинская швейная фабрика.
23 мая 1957 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР упразднен Питкярантский район. Город Питкяранта, рабочий поселок Импилахти, Сумерийский и Ууксунский сельсоветы переданы в состав Сортавальского района; рабочий поселок Салми, Погранкондушский, Ряймяльский, Кивиойский и Кяснясельгский сельсоветы переданы в состав Олонецкого района.
21 августа 1958 г. бумажная фабрика «Ляскеля», целлюлозно-бумажный комбинат «Харлу» и Ляскельский лесозавод были объединены в один Ляскельский целлюлозно-бумажный и деревообрабатывающий комбинат. Продукция комбината — газетная, пачечная, бандерольная, коробочная, билетная, оберточная бумага и сульфитная небеленая целлюлоза.
В 1961 г. после выделения Ляскельского лесозавода из состава Ляскельского целлюлозно-бумажного и деревообрабатывающего комбината образован Ляскельский целлюлозно-бумажный комбинат; создано Питкярантское СМУ; на окраине Питкяранты была построена дробильно-сортировочная фабрика № 1.
28 декабря 1966 г. постановлением Президиума Верховного Совета КАССР (Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 декабря 1966 г.) вновь образован Питкярантский район.
В 1966 г. образовано Питкярантское производственно-техническое училище № 20 (ГПТУ № 20) для подготовки кадров разнообразных профилей: столяр-плотник, маляр-штукатур, слесарь-сантехник, монтажник-конструктор, каменщик, слесарь-ремонтник, машинист экскаватора, шофер.
22 февраля 1998 г. освящено новое деревянное здание лютеранской церкви в г. Питкяранта. Строительство осуществлялось на средства, поступившие из города Куопио.
27 июня 2000 г. открыт мемориальный комплекс «Крест скорби» советских и финских воинов, погибших во время войны 1939-1940 гг в Долине Героев, местность в 19 км от города Питкяранта, где во время советско-финляндской войны шли наиболее ожесточенные бои.
18 августа 2002 г. в д. Погранкондуши впервые прошел военно-исторический фестиваль «Карельские рубежи», зрители которого были свидетелями реконструкции двух сражений: между карельскими и новгородскими воинами и шведскими викингами (ХШ в.) и частями РККА и финской армии (1941 г.), которые разыграли члены клубов любителей военной истории из Петрозаводска и Санкт-Петербурга.
В конце 2005 г. в Питкяранте был установлен макет танка Т-26. 150 таких единиц такой техники состояло на вооружении отдельных танковых батальонов практически всех стрелковых дивизий, воевавших на территории Питкярантского района зимой 1939-1940 гг. На такой машине сражался и погиб Герой Советского Союза Е.В.Рудаков, который, как и многие его товарищи по оружию, нашли последнее свое пристанище на питкярантской земле.

Составитель Е.С. Намятова

Смотреть выставку

Top.Mail.Ru