Печать

Трагические страницы: памяти погибших в период эвакуации

. Публикация Сентябрь 2022

1987Великая Отечественная война оставила в истории Карелии немало трагических страниц.

В 1941 году после начала войны необходимо было в кратчайшие сроки обеспечить эвакуацию населения и имущества предприятий из оккупированных противником территорий вглубь страны. В докладной записке секретаря Республиканской комиссии по эвакуации Т.Вакулькина от 25 января 1942 г. указано: «В связи с военными действиями и временным захватом противником части территории Карело-Финской ССР проведена огромная работа по эвакуации предприятий, ценностей и населения в тыловые районы Советского Союза... Всего по состоянию на 5 декабря эвакуировано за пределы КФССР 536 тыс. человек. Население эвакуировано, главным образом, в Архангельскую, Вологодскую, Кировскую и Челябинскую области… В этих целях при Совнаркоме КФССР была организована Республиканская комиссия по эвакуации, а в районах и городах, подлежащих эвакуации, тройки по эвакуации. Кроме того для лучшего обслуживания эвакуируемого населения и учета его в главнейших 10876пунктах были организованы эвакопункты. Эти эвакопункты были в Петрозаводске, Беломорске, Вытегре, Дубровке, Няндоме».

Итоги проведенной эвакуации подводились в постановлении Президиума Верховного Совета Карело-Финской ССР  от 9 декабря 1941 г.: «За период военных действий проделана огромная работа… Ряд важнейших предприятий из КФССР эвакуированы в тыловые области СССР, часть из них перебазированы в пределах республики. Из 328 имевшихся на эвакуированной территории промышленных предприятий 139 предприятий продолжают свою работу сейчас в других местах или находятся в стадии монтажа (Петрозаводская лыжная фабрика, Онежский металлургический завод, Слюдяная фабрика, Кондопожская ГЭМ, 11 и 12 ГЭС и др.), оборудование 102 предприятий, вывезенное комплексно, также может быть установлено для работы в любое время… и, наконец, оборудование 36 предприятий уничтожено, так как эти предприятия работали по обслуживанию нужд фронта до последнего момента. Таким образом врагу не осталось ни одного ценного предприятия… Большая работа проделана железнодорожным и водным транспортом республики. По неполным данным по железным дорогам Карело-Финской ССР вывезено ценностей и населения 11250 вагонов, из которых оборудования предприятий 6553 вагона. Беломорско-Онежское пароходство перевезло за этот период 271 тыс. человек населения и около 200 тыс. тонн разных эвакуированных грузов. Большую помощь в проведении эвакуации и особенно южных районов республики оказало Северо-Западное речное пароходство. Последним вывезено около 50 тыс. человек населения и 10 тыс. тонн ценных грузов».

10761Эвакуация населения Петрозаводска началась в июле 1941 г. Многие жители города покидали его водным путем — на пароходах и на баржах, которые вели по озеру в Повенец и Пудож буксиры Беломорско-Онежского пароходства.

Гражданские суда, не имевшие никакого вооружения, нещадно атаковала вражеская авиация. Некоторые из них тонули под огнем противника. Из докладной записки секретаря Республиканской комиссии по эвакуации Т.Вакулькина от 25 января 1942 г.: «Потоплены противником: 1) берлина № 485 с оборудованием типографии им. Анохина, спирта до 40 тн, с оборудованием Соломенской ГЭС, дворца пионеров, радиостудии, связи, кино и частью товаров торговых организаций Петрозаводска… 2) берлина № 463 с конденсатором турбины № 1 Соломенской ГЭС». На этих же берлинах находили и эвакуируемые люди.

К сожалению многие документы этого периода, связанные с  эвакуацией, не сохранились. Тем ценнее свидетельства непосредственных участников и очевидцев этих событий. О гибели баржи № 485 повествуют воспоминания капитана М.Д. Кукушкина «Под вражеским огнем. Пароход «Кингисепп» в годы войны», написанные им в 1943 г. Михаил Дмитриевич Кукушкин был капитаном буксира «Кингисепп», вывозившего баржу-берлину № 485 с людьми и оборудованием из Петрозаводска.

24 сентября 1941 г. «Кингисеппу», находившемуся в Повенце, был дан приказ идти в Петрозаводск. Помимо эвакуируемых людей на баржу было загружено оборудование типографии им. Анохина, Соломенской электростанции, инвентарь Дворца пионеров, радиостудии, связи, кино, товары торговых организаций Петрозаводска и цистерна с 40 тоннами спирта, сыгравшая поистине зловещую роль в разыгравшейся трагедии.

При усилившемся ветре в 7-8 баллов, отсутствии навигационной обстановки, снятой в связи с наступлением противника, без лоцмана в Петрозаводскую губу было трудно зайти, но опытному капитану М.Д. Кукушкину это удалось. Бои шли на подступах к городу, поэтому при заходе держались западного берега. 25 сентября пароход пришвартовался к пристани, в моменты тревог и бомбежек пароход отходил от причалов на рейд. 27 сентября пароход взял на буксир баржу, стоявшую у Лойострова и в 14 часов 30 минут пошел к Ивановским островам. На вахте был второй помощник капитана Степаненко. Внезапно раздались орудийные выстрелы, над самой мачтой парохода пролетели со свистом снаряды. Умелые действия экипажа помогли избежать попадание снарядов береговой артиллерии противника в буксир, однако менее маневренная буксируемая баржа не смогла избежать прямых попаданий. Выстрелы врага попали в шкиперскую будку и цистерну со спиртом, на барже вспыхнул пожар. Спасаясь от огня, дети, женщины, старики были вынуждены бросаться в ледяную воду. На буксире раздалась тревога. По команде были спущены на воду шлюпки, а также спасательные средства. Михаил Дмитриевич Кукушкин, капитан буксира «Кингисепп» принял правильное решение: обрубил буксировочный трос и пошел на помощь утопающим. Вплотную подведя буксир кормой к барже, команда начала принимать людей с гибнущего судна. А в шлюпки подбирали находящихся в воде. Спасению людей помогла советская авиация, атаковав вражескую артиллерию. Четырех человек, остававшихся на руле и носу баржи, забрал пароход «Сакко и Ванцетти». Буксир «Кингисепп» под командованием капитана М.Д.Кукушкина спас 56 человек и доставил их на другой берег Онежского озера. Точное количество погибших неизвестно — регистрационная книга и другие судовые документы, хранившиеся у шкипера баржи Компанейцева, погибли вместе с судном. Очевидцы события называют такие цифры: из 160-170 человек только одна треть была спасена, остальные были ранены осколками снарядов или утонули в ледяной воде.
Среди них погибли партработники районных комитетов партии, работники образования и культуры города и члены их семей. Список имен погибших в период эвакуации пополняется благодаря обнаруживаемым в архиве документам, а также воспоминаниям, сохранившимся в семьях погибших. В списке бойцы МПВО Петрозаводска А.П.Павлов, А.Г.Тимонин, В.Н.Синюков, Е.П.Кондратьев, Д.Ф.Афанасьев, М.И.Менкин, С.И.Мочатов, В.К.Старинков;  бухгалтер Наркомата здравоохранения Ираида Антоновна Воронова; редактор передач радиокомитета Арво Аксенович Лехто; заслуженный деятель искусств Карело-Финской ССР, депутат Петрозаводского горсовета, художественный руководитель Петрозаводского дворца пионеров Сергей Васильевич Ланговой; Иван Гаврилович Патроев и его жена Марфа Михайловна Антонова.

На протяжении нескольких лет 27 сентября в день гибели баржи № 485 Национальный архив Республики Карелия проводил акцию памяти. Не имея возможности выйти к месту гибели баржи в водах Онежского озера в этом году, мы опускаем этот виртуальный венок в память о всех погибших в период эвакуации

Top.Mail.Ru