Печать

Переименование Мурманской железной дороги

. Публикация Январь 2020

010021 января 1935 г. в истории Мурманской железной дороги состоялось знаковое событие — дорога получила имя советского партийного деятеля С.М. Кирова в память о его заслугах в освоении Кольского полуострова.

Первые проекты сооружения железной дороги от Санкт-Петербурга на Север через территорию Олонецкой губернии и западные уезды Архангельской губернии появились в 1870-е гг. Однако по разным причинам они не были реализованы. В начале Первой мировой войны Черное и Балтийское моря оказались заблокированы. Для обеспечения военных нужд возникла острая потребность в сооружении линии, которая бы соединяла железнодорожную сеть России с незамерзающим портом на берегу Северного Ледовитого океана.

Для ускорения темпов работ строительство железной дороги велось одновременно на нескольких участках, которые затем соединялись друг с другом. 3 ноября 1916 г. завершилось сооружение самого северного в мире железнодорожного пути. Было положено начало научным изысканиям в районе Мурманской железной дороги.

1935В 1920-1930-х гг. на территории Кольского полуострова проводились геологические исследования с целью использования его природных ресурсов. Первый секретарь Ленинградского обкома партии С.М. Киров отмечал роль Мурманской железной дороги в освоении Карело-Мурманского края. В условиях малонаселенности территории, особенностей рельефа и тяжелого климата развитие местного производства представлялось трудной задачей. Для доставки сырья в центральные районы Советского Союза была необходима развитая транспортная сеть.

Для реализации поставленной задачи Сергей Миронович указал на необходимость превращения Мурманской железной дороги в технически-оснащенную магистраль. При его активном участии, а также содействии Ленинградского обкома ВКП(б), Карельского обкома ВКП(б) и Совнаркома Карелии в январе 1932 г. СНК СССР принял решение об электрификации всего мурманского направления дороги. Началось строительство электростанций, подстанций и контактных сетей. Электрификация участков Мурманской железной дороги способствовала увеличению её пропускной способности.

В соответствии с Постановлением Президиума ЦИК СССР от 21 января 1935 г. Мурманская железная дорога была переименована в Кировскую железную дорогу.

См. подробнее об истории строительства Мурманской железной дороги в каталоге «Великий Северный путь» на сайте архива.

Фото:
1. Обложка дела (Конъюнктурный обзор работы дороги). Февраль 1935 г. (Карта Кировской жд).

2. Приказ начальника Кировской железной дороги И.Ф. Ледника от 29 января 1935 г. о переименовании Мурманской железной дороги в соответствии с Постановлением президиума ЦИК СССР от 21 января 1935 г. (Приказ 1935 г. с логотипом).

Top.Mail.Ru