Театральная мозаика Карелии

К Году театра в России Национальный архив Республики Карелия подготовил виртуальную выставку «Театральная мозаика Карелии» о театрах нашего края. Основу экспозиции составляют документы и фотографии из фондов театров, органов власти, личных фондов деятелей театрального искусства Карелии, изданий, находящихся на хранении в КУ НА РК.

🠟

Театр дореволюционный

Первые спектакли были поставлены в Петрозаводске уже в начале XIX века. Это был век театра домашнего, театра любительского. В постановках принимали участие в основном местные чиновники и члены их семей, а сборы от спектаклей шли на благотворительность. Основу репертуара составляли водевили, шуточные оперетки и классические произведения. В 1872 г. по инициативе губернатора Г.Г. Григорьева на месте современного Национального театра Республики Карелия было построено деревянное здание театра и подарено Петрозаводскому благотворительному обществу. В 1877 г. образовалось Петрозаводское общество любителей музыкального и драматического искусств, способствовавшее развитию любительского театра.

В 1906 г. Комитет попечительства о народной трезвости построил на ул. Пушкинской деревянное здание Народного дома, в котором разместился первый профессиональный театр. Выходец из заонежских крестьян антрепренер И.Ф. Савельев привез в Петрозаводск труппу профессиональных артистов. Открытие театра Народного дома состоялось 26 декабря (по старому стилю) 1906 г., была показана пьеса «Каширская старина». Здание Народного театра сгорело в 1910 г. и, сыграв несколько спектаклей на разных площадках, последняя труппа театра распалась.

В 1912 г. в Петрозаводске были построены сразу два театра – Летний и «зимний»: Летний театр в общественном саду и новое каменное здание Петрозаводского благотворительного общества взамен пришедшего в негодность и сгоревшего в 1906 г. деревянного. В Петрозаводске появилась труппа профессиональных артистов, в которой работали такие известные в будущем режиссеры, как Б.Ф. Дауговет и Б.А. Бертельс. 4 декабря 1912 г. состоялось торжественное открытие здания Петрозаводского благотворительного общества, показана пьеса А.Н. Островского «Волки и овцы» в исполнении труппы драматических артистов. На следующий год в этом же здании разместился кинотеатр «Триумф». В последующие годы столичные режиссеры и профессиональные артисты приезжали в Петрозаводск в основном в летние сезоны и ставили спектакли в Летнем театре. В летний сезон 1916 г. в городе впервые работал Н.В. Петров, будущий создатель Народного театра драмы Петрозаводска.

В конце XIX - начале XX веков в Петрозаводске и уездах продолжает действовать любительский театр, устраиваются народные спектакли. Круг любителей драматического искусства и непрофессиональных исполнителей расширился: чиновники, купцы, мещане, земские служащие и даже крестьяне. Сбор от спектаклей шел на благотворительные цели.


Театры 1918 – середины 1920-х гг.

Советская власть сразу обратила внимание на театр как на мощнейшее средство идеологического воздействия и просвещения народа. В Петрозаводске почти одновременно открылись несколько театров: Народный театр драмы, Передвижной народный театр, театр Мурманской железной дороги, Камерно-музыкальный театр. Не все из них оказались жизнеспособными. Особое значение для развития театрального искусства Карелии имело открытие 6 июня 1918 г. (в газетных публикациях встречаются две даты открытия Народного театра — 5 и 6 июня, в афише - 6 июня) Народного театра драмы под руководством молодого режиссера Александринского театра Н.В. Петрова. В этот день в здании театра «Триумф» была показана пьеса М. Горького «На дне». В летний сезон в Петрозаводске играли актеры Александринского театра, среди которых блистали Е.П. Корчагина-Александровская и Н.С. Рашевская. После окончания успешного летнего сезона Народный театр драмы был принят на государственное финансирование. 18 ноября при театре была открыта Студия театрального искусства. Осенью 1919 г. Народный театр драмы возглавил Ю.Н. Юрьин. Тогда же театр стал выезжать в гастрольные поездки по уездам, а в январе 1920 г. был переименован в Губернский театр драмы. В сезон 1921-1922 г. главным режиссером театра стал режиссер Александринского театра Н.В. Смолич. В труппу вошли артисты центральных театров, в т.ч. один из старейших актеров Александринского театра Н.П. Шаповаленко.

В марте 1921 г. при финской секции Карполитпросвета был образован Карельский театр. В состав труппы вошли финны-революционеры, эмигрировавшие из Финляндии. Возглавил коллектив актер и руководитель любительских театров Финляндии Виктор Линден. Осенью 1922 г. дело В. Линдена продолжила Санни Нуортева, жена наркома просвещения Карельской трудовой коммуны, будущего председателя ЦИКа АКССР А.Ф Нуортева, организовав любительский театр «Карельская сцена». Спектакли финноязычной труппы проходили в здании театра (кинотеатра) «Красная звезда» на углу пр. К. Маркса и Онежской набережной.

Кроме театров Петрозаводска в годы Гражданской войны действовали театры в уездах и уездных центрах – Олонце, Пудоже, Вытегре, Повенце.

После окончания войны из-за тяжелейшего экономического положения прекратилось финансирование профессиональных театров. Губернский театр драмы был переведен на самоокупаемость. Получая лишь разовые дотации от местной власти, театр не раз приостанавливал свою деятельность, и в 1926 году был закрыт.


Театры довоенного периода (конец 1920-х — 1940 гг.)

В конце 1920-х гг. улучшение финансового положения республики позволило возобновить работу профессионального драматического театра в Петрозаводске. 1 мая 1929 г. в помещении кинотеатра «Триумф» показом пьесы В.М. Киршона «Рельсы гудят» состоялось открытие весеннего сезона театра драмы, а осенью Карельский государственный театр драмы начал работать на постоянной основе (с 1932 г. – Карельский государственный театр русской драмы).

Тогда же стало возможным приступить к осуществлению мер по созданию национального профессионального театра. В 1928 г. на курсы режиссерского отделения Ленинградской художественной (театральной) студии был направлен Р.Я. Нюстрем, преподаватель Карельского егерского батальона, писатель, участник любительского финноязычного театрального коллектива. Годом позже в Ленинграде начала обучение специально отобранная группа талантливой молодежи республики. Осенью 1932 г. выпускники Карельской студии (позднее Карельский драматический техникум) Ленинградского театрального техникума объединились с национальной труппой актеров под руководством Кууно Севандера, уже работавшей с начала года при Карельском государственном драматическом театре. Сформированная из числа финнов, приехавших в АКССР из США и Канады, национальная труппа прошла трехмесячное обучение в Ленинграде осенью 1931 г. Художественным руководителем объединенного коллектива был назначен Р.Я. Нюстрем, директором Кууно Севандер. В октябре 1932 года состоялся показ первого спектакля Карельского государственного национального драматического театра по драме Бориса Лавренева «Разлом» в исполнении объединенной труппы театра. Пережив репрессии 1937-1938 гг., театр стал работать в форме студии, а после окончания Зимней войны был восстановлен как Государственный Финский драматический театр.

Карельский государственный театр русской драмы и Карельский государственный национальный драматический театр регулярно выезжали в гастрольные поездки по республике для «более широкого обслуживания населения». В 1936 г. артисты Карельского государственного национального драматического театра совершили тысячекилометровый лыжный культурно-просветительный поход по районам республики.

В конце 1920-х гг. новое развитие получил любительский театр. В 1927 г. в Петрозаводске возникла рабочая театральная мастерская (РАТЕМАС), позднее реорганизованная в ТРАМ – Театр рабочей молодежи. Отсутствие специальной профессиональной подготовки актеры-любители компенсировали злободневными сюжетами и новыми сценическими формами. Именно в ТРАМе зародился будущий кукольный театр. В 1935 г. для «усиления художественного воспитания детей и подростков» ТРАМ был реорганизован в театр юных зрителей (ТЮЗ) из которого вскоре выделилась группа кукловодов. 15 декабря 1935 г. состоялась первая профессиональная кукольная постановка - спектакль «Рис» по пьесе Р.М. Ландиса. После ликвидации в 1937 г. ТЮЗа кукольники работали при Карельском государственном театре русской драмы, а с 1938 г. Петрозаводский театр кукол стал самостоятельным учреждением.

В 1930-е гг. в республике работали колхозно-совхозные театры, которые с успехом гастролировали по населенным пунктам и предприятиям в районах. В Медвежьей Горе действовал Центральный театр Беломорско-Балтийского комбината, основу штата которого составляли заключенные. Репертуар театра включал драматические спектакли и оперные постановки. В январе 1941 г. театр был передан в ведение Комитета по делам искусств при СНК КФССР, а на его базе вскоре образован Республиканский театр музыкальной комедии.


Театры в годы Великой Отечественной войны и послевоенного десятилетия

С началом Великой Отечественной войны театры республики закрывались или эвакуировались. В эвакуации театральные коллективы ставили спектакли, гастролировали по стране с концертами и театральными постановками. Вкладом в дело Победы стали для артистов выступления в составе фронтовых концертных бригад на передовой, шефские концерты и спектакли для воинских частей армии и флота, госпиталей.

После освобождения Петрозаводска в городе уцелело лишь одно театральное здание – бывший «Триумф», в котором разместился Театр русской драмы КФССР. Государственный Финский (Национальный) драматический театр (с 1950 г. Государственный Карело-Финский драматический театр) первые послевоенные годы находился в Олонце, а в 1950 г. вернулся в Петрозаводск, получив здание на ул. Гоголя – довоенный Дом крестьянина. Петрозаводский театр кукол работал на разных площадках города до середины 1950-х гг., пока наконец не обосновался в здании дореволюционной постройки по соседству с «Триумфом». Для выступлений артистов в парке отдыха в летний сезон был построен новый Летний театр взамен разрушенного в годы войны.

Первый театральный сезон был открыт в Петрозаводске уже 16 сентября 1944 г. Республиканский театр музыкальной комедии представил зрителям комическую оперу Оффенбаха «Перикола». Но из-за отсутствия материальной базы театр был закрыт в начале 1949 г.

В 1952 г. на пл. Кирова началось строительство нового театрального здания по проекту архитектора С.Г. Бродского.


Театры второй половины ХХ века

В 1955 г. было закончено строительство театрального здания на площади Кирова в Петрозаводске по проекту архитектора С.Г. Бродского. Распоряжением Совета Министров СССР от 20 мая и Совета Министров КФССР от 16 июня 1955 г. Театр русской драмы был реорганизован в Государственный музыкально-драматический театр КФССР (с 1956 г. КАССР). Разместился театр в новом здании. Зрителям стали доступны не только драматические спектакли, но и музыкальные. Музыкальная труппа открыла сезон 5 ноября 1955 г. опереттой И. Дунаевского «Вольный ветер». В последующие годы театр радовал зрителей многообразием музыкальных жанров: классические оперетты и оперы, современные оперетты и комические оперы, музыкальные сказки и музыкальные комедии — преддверие мюзиклов. В 1956 г. балетом-комедией «Соперницы» П.Л. Гертеля началась история карельского балета, в которой было немало ярких событий и имен. 27 марта 1959 г. состоялась премьера первого национального балета "Сампо" на музыку Г.-Р.Н. Синисало в постановке И.В. Смирнова. Летом того же года балет был с успехом показан на Декаде карельского искусства и литературы в Москве. В 1985 г. публике была представлена новая редакция балета. Сценическая жизнь «Сампо» перешагнула рубеж столетий, получив заслуженное признание нескольких поколений зрителей. 29 апреля 1968 г. постановлением Совета Министров Карельской АССР Музыкально-драматический театр был разделен на Музыкальный и Русский драматический театры республики. Два театра продолжили свою деятельность под одной крышей. Драматическая труппа театра, а с 1968 г. Государственный Русский драматический театр КАССР с высоким мастерством исполнял спектакли по произведениям русской и зарубежной классики, современных советских и зарубежных писателей. В 1973 г. была показана инсценировка И.М. Бацера в постановке И.С. Ольшвангера «В подвалах отеля «Мажестик» (Четыре дня из жизни комиссара Мегрэ)» по произведению Ж. Сименона. Актер К.В. Пилипенко с тончайшим психологизмом сумел передать образ известного сыщика. Спектакль прошел с огромным успехом. А сам писатель Ж. Сименон, узнав о спектакле в Петрозаводске, прислал К.В. Пилипенко телеграмму со словами дружественной поддержки. В 1982 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР за заслуги в развитии театрального искусства Государственный Русский театр драмы был награжден орденом Знак почета. Преемником Государственного Русского театра драмы в ХXI веке стал профессиональный негосударственный авторский театр "Ad Liberum", продолживший традиции высокого театрального искусства старейшего театра драмы республики.

В середине 1950-х гг. после переезда Театра русской драмы в новое здание, старейшее театральное здание Петрозаводска на проспекте К. Маркса было предоставлено Государственному Финскому драматическому театру. В 1961 г. начинается реконструкция здания по проекту архитектора С.Г. Бродского. Проект предусматривал объединение Государственного Финского драматического театра и Петрозаводского театра кукол, находившегося в соседнем здании, в единый архитектурный комплекс. В связи с затянувшейся реконструкцией и объединением в 1963 г. Финского и Русского драматических театров с целью экономии под общее руководство, Государственный Финский драматический театр не только временно лишился сцены, но и собственной материальной базы. Это побудило актеров Е.С. Томберг, С.А. Туорила, Д. Карпову, писателей и драматургов республики обратиться с открытым письмом о судьбе театра в Министерство культуры СССР. Наконец в 1965 г. режиссерским дебютом Т. Хайми — спектаклем «Куллерво» открылось новое здание театра. Кроме традиционно исполняемых спектаклей по мотивам эпоса «Калевала», по произведениям русской и зарубежной классики, пьес советских авторов, в последующие годы в репертуаре театра появляются спектакли по произведениям писателей Карелии. За спектакль по произведению А. Тимонена «Примешь ли меня, земля карельская?» создатели постановки были награждены в 1972 г. Государственной премией РСФСР им. К.С. Станиславского. Спектакль транслировался по Центральному телевидению СССР, а в Финляндии состоялась радиопостановка спектакля.

Ближайшим соседом Государственного Финского драматического театра стал Петрозаводский театр кукол. В здании 1859 года постройки до революции располагалась гауптвахта, Алексеевская библиотека, кинотеатр «Сатурн». В советское время до Великой Отечественной войны размещалась телефонная станция и кафе, после войны до 1955 г. - ансамбль «Кантеле». Работа театра кукол в здании началась одновременно с его реконструкцией в 1955-1956 гг. - созданием пристройки для стационарного театра со зрительным залом на 125 мест. После реконструкции 1961-1964 гг. по проекту С.Г. Бродского здание театра кардинально изменило свой облик. В 1953 г. в театр пришел Ю.И. Андреев, с которым связана более чем полувековая эпоха в истории театра. Актер, режиссер, учившийся у С.В. Образцова, драматург, Ю.И. Андреев поставил более пятидесяти спектаклей. Спектакль театра 1974 г. «Карельский сувенир» получил широкое признание не только на родине, но и за рубежом, а куклы к спектаклю художника Х.Г. Скалдиной заслужили бронзовую медаль ВДНХ. Большим успехом театра в 1980-е гг. стал спектакль «Картины Калевалы» в оформлении Т.Г. Юфы.

В 1980-х гг. в Петрозаводске появился еще один театр, который стал неотъемлемой частью театральной Карелии. Театр «Творческая мастерская» возник по инициативе актеров. 23 февраля 1985 г. восемь ведущих актеров Русского драматического театра КАССР (О.А. Белонучкин, Л.Ф. Живых, Е.Ю. Бычкова, В.И. Мойковский, Л.В. Зотова, Г. Б. Залогин, Г.М. Москалева, Т.В. Румянцева) показали на сцене Дома актеров Союза театральных деятелей Карелии поставленный своими силами литературный спектакль по повести Б. Васильева «Завтра была война». Спектакль, который игрался почти без декораций, имел огромный успех, актеров стали приглашать СТД Москвы и Ленинграда. В 1988 г. был создан карельский филиал Всероссийского объединения «Творческие мастерские» Союза театральных деятелей РСФСР. 16 ноября 1988 г. на сцене Национального театра КАССР состоялась премьера спектакля «Плаха» по роману Ч. Айтматова. Этот день считается официальной датой рождения нового театра, который возглавил народный артист Литвы И.П. Петров, уже работавший ранее в театрах Петрозаводска. В период становления театр «Творческая мастерская» не раз менял свой статус, став с 1992 г. государственным учреждением. Впереди у театра были новые победы и борьба за существование, творческий поиск и неизменная любовь зрителей.

В 1960-е — 1970-е гг. в районах республики и Петрозаводске были образованы популярные у зрителей, радующие свои мастерством знаменитые народные театры Сортавалы, Пудожа, Олонца, Беломорска, Калевалы, театр-студия "МОНТЕС" в Петрозаводске и другие негосударственные театры. В ХXI веке театральные традиции любительских и негосударственных театров республики получили новую жизнь и новое развитие. К сожалению, документы негосударственных, любительских, народных театров за вторую половину ХХ века не поступали на хранение в Национальный архив Республики Карелия.




Музыкальный и Русский драматический государственные театры республики


Государственный Финский драматический театр КАССР (с 1991 г. Национальный театр Республики Карелия)


Петрозаводский театр кукол (с 2003 г. Театр кукол Республики Карелии)


Театр «Творческая Мастерская»