Министерство культуры Республики Карелия
Национальный архив Республики Карелия

Живой родник традиций:

культура коренных народов Карелии

В Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России Национальный архив Республики Карелия представляет виртуальную выставку, посвященную в первую очередь коренным этносам региона: русским, карелам и вепсам. В результате тесного соседства и постоянных связей сформировались культура и традиции этих этнических групп, с одной стороны схожих между собой, с другой — обладающих определенным своеобразием. Символами Карелии стали и заонежские церкви, и карельское кантеле. В основном, на выставке представлены документы по территории Олонецкой губернии и Кемского уезда Архангельской губернии, которые были включены в состав современной Республики Карелия.

В результате событий XX в. сложилась современная многонациональная республика. Начиная с 1920-х гг. сюда приехало значительное число финнов из других регионов нашей страны, Финляндии и Северной Америки. На протяжении нескольких десятилетий традиционная культура региона воспринималась как «карело-финская», и поэтому в творчестве многих писателей, композиторов, художников наравне с элементами народного искусства коренных народов появлялись финские мотивы.

В выставку включены в первую очередь изобразительные материалы и видеосюжеты, иллюстрирующие своеобразие народного искусства и культурного наследия карелов, русских и вепсов Республики Карелия, при этом авторы не претендуют на полноту освещения столь объемной и разносторонней темы.


ДЕРЕВЯННОЕ КРУЖЕВО СЕВЕРА

Карелия издревле славилась своими природными богатствами — лесами и озерами. Дерево окружало человека везде и давало ему заработок и кров, потому и было основным строительным материалом.

Особенности климата повлияли на формирование северного типа крестьянского дома, в котором под одной крышей объединялись жилая и хозяйственная части. Это позволяло как можно реже выходить на улицу, особенно в зимний период. Состоятельные крестьяне строили вместительные двухэтажные дома (с отапливаемой зимней и «холодной» летней частью), иногда появлялись балконы — декоративные элементы, имитировавшие городскую архитектуру. Нарядные наличники, резные элементы крыши и крыльца и другие украшения отличаются от района к району, показывают народные традиции и особенности уклада вепсских, карельских и русских крестьян.

В деревнях и селах строились деревянные часовни и церкви. Каменные храмы встречались в Петрозаводске, уездных городах и крупных селах, многие из них не сохранились до сегодняшнего дня. Сокровищами Севера считаются уцелевшие памятники деревянного церковного зодчества. Настоящей жемчужиной является церковный погост острова Кижи, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Со времени открытия на острове музея-заповедника на его территорию были завезены деревянные строения из разных уголков Карелии.


ПО ОДЕЖКЕ ВСТРЕЧАЮТ...

Одежда издревле служила не только средством защиты от непогоды, но и многое рассказывала о человеке. Отдельные элементы костюма показывали социальный статус, достаток, этническую принадлежность его обладателя.

Мужской костюм жителей Олонецкой губернии и Кемского уезда Архангельской губернии рано подвергся влиянию городской культуры: многие крестьяне уходили на заработки в Петрозаводск, Санкт-Петербург и другие центры Российской империи (в том числе в Финляндию) и возвращались в деревню в новом облике. В гардеробе появились пиджаки и жилеты, шляпы, различные аксессуары. Деревенские модники включали в свой костюм цветные шейные платки, часы с цепочкой и брелоками.

Женский костюм дольше сохранял традиционные черты, но и он подвергался модным тенденциям: на смену «сарафанному комплексу» приходила «парочка» — костюм из юбки и кофты, имитирующий городское платье. При внешней схожести облика представительниц разных этнических групп Карелии можно выделить отдельные элементы гардероба, распространенные на конкретных территориях. В первую очередь это касается головных уборов: в зависимости от достатка и ситуации молодая девушка могла носить и простую ленту (сложенную узкой полосой косынку), и богато украшенную повязку. На праздниках дочери состоятельных крестьян красовались в венцах, декорированных жемчугом или бисером. Головные уборы замужних женщин отличались большим разнообразием: северные карелки носили сороки из церковной ткани, на некоторых территориях Олонецкой губернии были распространены кокошники московского типа, отличающиеся способами отделки, повойники с золотным шитьем встречались как у представительниц поморского берега, так и у жительниц более южных территорий, а каргопольские кокошники в начале XX в. ассоциировались со всей губернией.

Для праздничной одежды ткани покупались в зависимости от достатка: это могли быть и хлопчатобумажные, и более дорогие шелковые или шерстяные ткани. В качестве отделки использовались позументы, ленты, кружево. Рабочая одежда и обувь шились из материалов, созданных в домашних условиях.


СЕВЕРНАЯ ЭЛЛАДА

Самобытная национальная культура Карелии, долгое время остававшаяся закрытой от исследователей и широкой общественности, обратила на себя внимание в середине XIX века, когда в «немую глухую страну сию» направились первые этнографические экспедиции. Практически одновременно российские исследователи записали первые русские былины, открывшие мир эпической традиции Русского Севера, а финляндский фольклорист Элиас Леннрот — карельские песни, которые впоследствии легли в основу его эпической поэмы «Калевала». Не имевшие собственной письменности местные народы поколениями передавали из уст в уста сказки и предания, ритуальные песни и причитания, сохраняли обряды и традиции многовековой давности. Здесь сформировались десятки именитых родов рунопевцев и сказителей, чей ораторский талант был хорошо известен в родной волости, а иногда и за ее пределами, отдельные исполнители приобретали всероссийскую славу.

В XX в. еще удавалось записывать отдельные произведения. В регион приезжали этнографы из центральных и местных научных организаций, музеев. Кроме того, сказителями в 1930-1950-е гг. создавались произведения на современные им темы — новины.

Танцевальная традиция, зафиксированная исследователями, во многом была привнесена в крестьянскую культуру извне: например, кадриль, которая сегодня ассоциируется с деревней, произошла от бальных танцев со строгим набором фигур. Одновременно сохранялись некоторые архаичные формы, такие, как крууга — круговой танец. Не во всяком селе были гармонисты, поэтому зачастую танцевали под пение.


В ЗЕРКАЛЕ ТРАДИЦИЙ

XX век внес кардинальные изменения в образ жизни многих народов бывшей Российской империи. Пришедшие к власти в 1917 г. большевики одновременно пытались сформировать нового советского человека и обращались к местным традициям для организации досуга. Праздники и народные гулянья сопровождались театрализованными постановками и выступлениями многочисленных творческих коллективов, участники которых играли на традиционных инструментах, пели песни на родных языках и демонстрировали танцевальное мастерство. На общественных собраниях («культмассовых мероприятиях») нормой были шествия одетых в традиционные праздничные наряды молодых людей и девушек, в одежде которых легко узнавались элементы карельских и вепсских узоров и вышивок.

В 1920-1930-е гг. неотъемлемой частью культуры республики стали финские мотивы, привнесенные выходцами из Финляндии и Северной Америки. Стилистика финского костюма, национальной музыки, пения и традиционного танца популяризировались властями региона. Финский государственный драматический театр заслужил особое место в формировании имиджа Карелии, став ее визитной карточкой. Финские актеры и певцы являлись опорой многих формировавшихся в довоенное время творческих коллективов. Во второй половине XX в. финские традиции и культура получили развитие в среде финнов-ингерманландцев, приехавших в республику из других регионов страны. Из их среды вышли многие деятели культуры и науки Карелии.

В послевоенные годы и особенно в период оттепели интерес к Карелии возрос — Карело-Финская ССР, новая союзная республика, которая появилась в 1940 г. после советско-финляндской войны, нуждалась и в собственной культурно-идеологической основе. Ею стала эпическая поэма «Калевала», созданная в XIX в. Э. Леннротом на основе собранных в отдаленных северных деревнях карельских песен. В послевоенный период тема «Калевалы», эпического прошлого карельского народа и объединяющей силы народного искусства стала ведущей в культурной жизни республики: наибольший успех в живописи принадлежал иллюстраторам поэмы, по ее мотивам именитые режиссеры снимали фильмы, композиторы создавали музыкальные произведения, известные во всем Советском Союзе, выпускались красочные юбилейные переиздания и новые переводы рун «Калевалы», а скульпторы, архитекторы стремились отразить в камне, дереве и мраморе народные мотивы и четко узнаваемую стилистику финно-угорских народов. Тема национального единения, признания значимости особого культурного облика Карелии прослеживалась и в творчестве писателей, поэтов, публицистов.

Творческие объединения, пережив периоды пика и спада популярности карельской культуры, сохранились и в годы перестройки, и в современной России. Искусство народного танца, пения, рукоделия, костюма воспроизводится в любительских и профессиональных коллективах, активно популяризируется.


ВИДЕОСЮЖЕТЫ